Краткий анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» по плану

Содержание

Автор: · 12.03.2019

Русь и малая Родина С. А. Есенина нашли яркое воплощение в творчестве поэта. Сергей Есенин горячо любил Рязанский край. В селе Константиново, откуда родом поэт, невероятные красоты, передать которые не хватит ни слов, ни красок. Их можно только увидеть самому и понять, что С. Есенин не мог не любить и не восхищаться ими. Поэтому Многомудрый Литрекон с большим удовольствием делал разбор стихотворения «Гой ты, Русь моя родная».

История создания

Как и многие другие стихотворения на тему Родины, произведение «Гой ты, Русь моя родная…» посвящено стране поэта. Оно создано в 1914 году. В это время С. А. Есенин уже уехал из родного села в большой город. Тогда поэт тосковал по дому, часто находя себе утешение в спиртном. Вдали от родных мысли и воспоминания о Родине грели сердце и душу.

Вероятно, идея стихотворения была навеяна атмосферой того времени: отношения между странами накалились, это бы канун Первой Мировой войны. Повсюду велись патриотические разговоры, и молодой человек пылко воспринял их содержание. Оно нашло отзвук в его душе.

Жанр, направление и размер

  • По жанру произведение С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная…» — лирическое стихотворение. Здесь сильно эмоциональное начало. Так как сам поэт испытывает сильное волнение от воспоминания о Родине, то и его произведение наполнено яркими образами и картинами сельской жизни. Считается, что автору нужно самому пережить те эмоции, которые он хочет донести до читателя. Только так у него получится создать поистине живой язык, только так получится убедить читателя и буквально заставить его сказать «Верю!».
  • Направление, в котором творил С. Е. Есенин, называется имажинизм. Данное направление пришло на смену футуризму, оно провозгласило метафору главным художественным средством изобразительности. Создание яркого цельного образа – вот основная цель поэтов-имажинистов, чему и следует Сергей Есенин в стихотворении «Гой ты, Русь…».
  • Стихотворный размер стихотворения – четырехстопный хорей. За счет избранного размера создается наиболее оживленный ритм и настроение.

Композиция

По структуре стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых, в свою очередь, — из четырех стихов (или строк). Поэт последовательно рассказывает о безграничной любви к Родине. В первой строфе речь идет о бескрайности родного края. Далее – о запахах и звуках, и наконец – в заключительной строфе – о собственном отношении поэта к Руси. Автор признается в любви и обещает «сохранить верность» стране.

Если рассматривать привычные для нас композиционные приемы, то в данном случае композицию можно назвать последовательной.

Образы и символы

В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» лирический герой сильно приближен к авторскому «Я». Как уже было сказано выше, С. А. Есенин тоскует по Родине всегда и везде, что заставляет поэта писать о ней с необычайной эмоциональной напряжённостью. Лирический герой и выступает в роли так называемого главного героя: вот он заходит в село, ощущает запахи, слушает смех и звон, стоит и наслаждается. Довольно абстрактный образ «рати святой» позволяет определить главные темы и проблемы, поставленные поэтом.

Образный же строй, как и символьный, очень богат. В частности, поля создают ощущение бескрайности, безграничности. Образ синего неба («синь сосет глаза») довершает общую картину. Лирический герой проводит аналогию между собой и «захожим богомольцем». Тополя чахнут «звонно», а яблочный и медовый запахи играют в воздухе так, что каждый способен ощутить их по прочтении стихотворения. «Стяжки», «сережки», «девичий смех» — мы буквально переносимся в созданную С. А. Есениным местность. В этом и состоит умение поэта создавать богатый образный ряд – читатель максимально окунается в среду (здесь есть и запахи, и звуки, и ощущения от бега).

Темы, проблемы и настроение

  • Основная тема стихотворения — тема Родины. Даже при условии переселения в Рай без родных просторов, лирический герой сохраняет верность стране. Герою ничего не нужно, кроме радости созерцать и чувствовать – жить полной грудью на Руси. Он не готов предать Родину ради какого бы то ни было прекрасного Рая. Отсюда вытекает любовь к Родине и русской природе вообще.
  • Тема природы тоже прозвучала в стихотворении. Автор любовно описывает красу родной земли и ее неповторимый образ.
  • Основная проблема тесно связана с темой стихотворения. В заключительных строках звучит призыв «кинуть Русь» — это и есть постановка главного вопроса. Автор свободен в выборе: Родина или Рай. Данная проблема особенно актуальна в современности при обострении ситуации с эмиграцией.
  • Настроение у С. А. Есенина бойкое, радостное, веселое. Все очевидно: его герой находится в любимой стране, в привычной для него обстановке, которая дарит силы, энергию. Родные просторы вдохновляют и успокаивают. Иначе говоря, здесь человек счастлив – настроение счастья и покоя наряду с безмерной радостью преобладает в произведении.

Основная идея

Смысл стихотворения сосредоточен в патриотизме. Однако слово «патриот» по отношению к лирическому герою здесь не совсем уместно. С. А. Есенин просто стремится передать настроение, которое сам испытывает, думая о доме. Здесь нет скрытых смыслов – все лежит на поверхности: счастье рядом. Счастье – в тех самых сережках и девичьем смехе. Для поэта и его лирического героя важно быть на Родине, быть верным ей до последнего.

Главная мысль стихотворения — отражение авторского кредо Есенина. Он величает себя крестьянским поэтом, то есть все свое творчество связывает с малой родиной.

Средства художественной выразительности

«Кроткий», «веселый», «мятый» — обилие эпитетов в описании природы обоснованно. Кроме данного средства художественной изобразительности, в стихотворении во главу угла поставлена метафора: многие образы создаются именно за счет нее. Примером может служить «мятая стежка». Сама природа у С. А. Есенина наделена чертами человека, она всегда одушевленная у поэта («синь сосет глаза») – олицетворение.

Сравнение тоже занимает не последнее место в стихотворении: герой сравнивает себя с богомольцем, а смех девушек сопоставлен со звоном сережек. Что также касается синтаксического начала, то диалог в конце стихотворения играет основополагающую роль. Наконец, С. А. Есенин использует богатую звукопись и цветопись, о чем речь шла ранее.

Тропы играют важную роль в создании настроения стихотворения. Специфический просторечные слова погружаю читателя в атмосферу деревни.

Автор: Татьяна Стекольникова

1. История создания

В 1912 году, после окончания Спас-Клепиковской церковно-приходской второклассной учительской школы, Сергей Есенин переезжает в Москву. Он чувствует, что должен следовать голосу призвания – быть поэтом, выходить на широкую литературную дорогу.

В 1914 году девятнадцатилетний юноша тоскует по рязанским полям и создаёт стихотворное признание в любви к родной земле: стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!».

В 1916 году оно будет опубликовано в первом сборнике стихотворений Есенина «Радуница».

2. Литературное направление

Принято считать период раннего творчества Есенина имажинистским.

Слово «имажинизм» происходит от французского «image» (образ).

Формально Есенин опубликует декларацию имажинизма вместе с друзьями-поэтами лишь в 1919 году, но образное звено есенинской лирики глубже формальных поисков.

Истоки его метафорического мышления кроются в народной культуре, образности русского языка и изобразительного орнамента.

Можно сказать, что данное стихотворение родилось на стыке реалистического искусства и модернистского направления, получившего название «имажинизм».

3. Род

Стихотворение «Гой, ты Русь моя родная» — образец лирики. В нём соединяются черты гражданской, философской и духовной лирики.

 4. Жанр

Жанр можно определить как лирическое стихотворение.

В нём чувствуется сильное исповедальное начало, определяющее своеобразие есенинского лиризма.

5. Проблематика

Поэт совершает попытку осмысления такой важной философской проблемы как поиск духовной родины. Выбирая между земным отечеством и раем, он провозглашает: «…Не надо рая. // Дайте Родину мою».

Любовь к Руси деревенской как неотъемлемой части собственной души становится высшей ценностью, противопоставленной даже божественному Абсолюту.

6. Тематика

Основная тема произведения – Русь поднебесная. Есенин словно пишет с неё иконы, подчёркивает её надмирный облик, святость.

«Хаты — в ризах образа», сам поэт – «как захожий богомолец». Даже тополя здесь чахнут «звонко». Всё звенит и переливается, манит в необъятные дали, словно в солнечный день Пасхи, когда благовестит деревенский колокол.

Этот бесконечный солнечный простор так дорог автору, что даже рай не манит его своими неведомыми красотами.

7. Идея

Бесконечный солнечный простор, синь, сосущая глаза, озорной девичий смех дороги автору.

Он прикипел всем сердцем к земле, которая его родила, и чувствует себя выразителем её несказанной красоты.

8. Пафос

В стихотворении сливаются воедино восторг влюблённого юноши, присягающего на верность Отчизне со всей силой молодой цветущей души и коленопреклоненный трепет странника-богомольца, понимающего, что он только гость в этом мире.

Стихотворение напоминает гимн родной земле.

9. Система образов

Образ святой Руси, который предстаёт перед глазами читателей в сборнике «Радуница», складывается из системы вспомогательных образов.

Это образы пространства: «не видать конца и края», «синь сосёт глаза», «вдали за корогодом», «приволь зелёных лех», «смотрю твои поля».

Образы дома и дороги как основных координат русского пространства: «хаты — в ризах образа», «побегу по мятой стёжке», «как захожий богомолец», «по церквам твой кроткий Спас».

Цветовые образы: «синь» небес, «зелёные» лехи (луга, луговины).

Звуковые образы: «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая».

Образы запахов: «пахнет яблоком и мёдом».

В картину русского простора вписаны небо и земля, золото, зелень и лазурь пейзажа, жители деревень и хранители небесных высот.

10. Центральные персонажи

Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.

Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.

Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.

11. Лирический герой

Лирический герой Есенина всегда узнаваем и ярок. Традиционно его отождествляют с самим поэтом.

Сначала он спокоен, как человек, переступающий порог храма: «идёт», «смотрит», «как захожий богомолец».

Затем его походка ускоряется, он уже бежит «по мятой стёжке», в звон девичьего смеха, в приволье и простор раскрытых ему навстречу материнских объятий.

В своём разбеге он достигает небесных горизонтов и готов говорить с высшими силами, свидетельствуя перед ними, что навеки влюблён в родную землю.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения соотносится с мотивом странничества, характерным для всей русской лирики.

Сначала поэт стремится передать удивление и восторг от встречи с величием и простором своей Родины, затем описывает стремительное движение к самому её сердцу.

Стихотворение завершается предполагаемой встречей с Всевышним. Поэт подчёркивает, что не готов покинуть любимую землю, так она и является для него образом рая.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – восторг и любование необъятным простором.
  • Во втором, третьем, четвёртом четверостишии появляется развитие действия: «пробегусь», «прозвенит».
  • В пятом четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом:

14. Художественные особенности

Язык стихотворения сочетает литературную лексику с церковно-славянизмами («в ризах образа», «Спас», «рай») и диалектизмами (лехи – это луговины, корогод – хоровод).

Возглас «Гой!» позаимствован из былинного зачина.

Такие лексические вкрапления наполняют пространство стихотворения глубиной и смыслом. Святая Русь явилась не сегодня и уйдёт не завтра. Она была и будет всегда.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен (то есть четверостишие).

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • сравнения: «хаты – в ризах образа»; «как захожий богомолец»; девичий смех прозвенит, «как серёжки»;
  • олицетворения: «синь сосёт глаза»;
  • метафоры: «приволь зелёных лех»;
  • гипербола: «Если крикнет рать святая…»

С помощью аллитерации на «с», «ст», «з», «пр», «кр» поэт передаёт ощущение необъятности пространства, движение по нему, напоминающее порыв ветра, звонкий трепет русской природы.

Ассонансы с «о», «а», «э» раздвигают границы изображаемого мира, к концу стихотворения они расширяются и раздвигаются до размера райских врат.

Слог «ра» («рать», «в раю», «рая») рождает в подсознании образ солнца, света, высшей красоты.

17. Значение произведения

Можно сказать, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» является кульминацией сборника «Радуница», одним из самых выразительных произведений периода раннего есенинского творчества.

Оно недаром вошло в школьные хрестоматии, ведь поэт формулирует собственное кредо, поднимая границы русского мира до небесных высот, творя гимн святой Руси, Руси деревенской.

18. Актуальность

Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.

Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.

В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.

19. Моё отношение

Я горячо люблю стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» и знаю его наизусть. Оно похоже на песню, звонкую и удалую. В нём выразилась вся сила поэтического дара Есенина, вся его любовь к жизни и Родине.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас быть чуткими и благодарными. Наша Родина велика и прекрасна. В ней крыта невероятная внутренняя сила и красота.

Нельзя научить любить Родину, просто сказав: «люби». Есенин помогает увидеть в привычных картинах нашей жизни неземную красоту, услышать небесную музыку и восхититься ими.

Не смотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Гой ты, Русь, моя родная!» по плану.

analiz-stihotvoreniya-goy-ty-rus-moya-rodnaya-esenina-45822.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.

История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты«Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс».

Сравнения«как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стиха.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в целостный монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем нет сюжета. Анализируемый стих имеет ярко выраженный созерцательный характер и наполнен пейзажными зарисовками. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».

Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения. В последней строфе поэт использует аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    Укажите год создания стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»?</h3>

    • <label>1912 г.</label>
    • <label>1914 г.</label>
    • <label>1924 г.</label>
    • <label>1925 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 18.10.2017

Сергея Есенина относят к «новокрестьянским» поэтам. Их произведениям присуще обращение к теме деревенской России, а также тесная связь с миром природы и устным народным творчеством. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» отражает все эти характерные черты.

История создания

Стихотворение датировано 1914-м годом, когда поэт уже находится в Москве. Молодой Есенин сталкивается со многими испытаниями: тут и неверие отца в то, что сын может прожить на доходы от своего творчества, и необходимость выбрать дальнейший жизненный путь – учёба или служба, и первые серьёзные отношения… Связанные с этим трудности, как и сама по себе жизнь в городе, сказывались на настроении поэта: он тосковал по деревне, где жил вольно и беззаботно. Вот почему в стихотворениях того периода он часто изображает деревенскую среду. К слову, именно она для Есенина является воплощением образа Родины.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Основные образы

Какой же видит поэт деревню? Это раздольное – «не видать конца и краю» – место, над которым простирается ярко-синее небо; под ним – поля, пашни, дорожки… Во многих стихотворениях Есенин упоминает и про вечную крестьянскую беду – нищету, но здесь она явно не прослеживается (разве что «низенькие околицы,», у которых «звонно чахнут тополя»). Зато говорится, что жизнь простого люда тесно связана с православной верой («Хаты – в ризах образа…»). Какое настроение царит в деревне? Радость и веселье («И гудит за корогодом // На лугах весёлый пляс»).

Представить общую картину можно так: герой вначале окидывает взором всё пространство, смотрит в небо; затем идёт вдоль домов, полей – пока медленно; но вот послышались звуки «пляса» – и он, поддавшись этому новому настроению, уже «бежит по мятой стежке»; из наблюдателя рассказчик становится участником действия – и пусть это лишь воспоминания или, наоборот, надежды (так как время глаголов меняется с настоящего на будущее), но тем ярче видно, что деревня, Родина, Русь навсегда в сердце героя, они неразрывно связаны друг с другом.

Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю. Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края, – это создаёт лирическое настроение, пронизанное светлой грустью; однако бодрость, задор, веселье, свойственные народной песне, на которую стихотворение очень похоже по форме, постепенно берут верх, достигая апогея к финалу.

Средства художественной выразительности       

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…». Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность). На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни). В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.

По содержанию стихотворение описательное: в нём преобладают существительные, а большинство глаголов имеет значение восприятия («не видать», «смотрю», «пахнет», «гудит», «прозвенит»). Кроме того, в нём много метафор («синь сосёт глаза», «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех»), сравнений («как захожий богомолец», «как сережки»).

В чём смысл?

Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.

У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее. Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине. Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.

Автор: Надежда Сидорова

Содержание:

История создания

Стихотворение написано в 1914 году. Молодой поэт переехал жить в столицу. Сначала городская жизнь ему нравилась, но со временем он стал скучать по родному селу. Все это совпало с непростым периодом жизни. Отец Есенина осуждал сына за работу писателя, он не считал ее надежной и достойной. Поэт переживал первую влюбленность, выбирал между учебой и службой.

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» позволяет увидеть, что Есенин скучал по спокойной жизни. Столица давала поэту больше возможностей для реализации, но вместе с этим делала его нервным.

В обществе часто велись патриотические разговоры. Из-за Первой мировой войны люди стали все чаще задумываться над тем, что такое родина.

Есенин не мог оставаться равнодушным к этой теме. Стих его напоминает признание. В последних строчках он говорит, что родина — это и есть рай, поэтому ее нужно беречь и ценить.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как лирический герой вернулся на свою родину. Он видит привычные дома, которые напоминают ему ризы, а от знакомых пейзажей слезятся глаза. Поэт сравнивает себя с захожим верующим человеком, который пришел посмотреть на поля и насладиться просторами. У околицы склонились чахлые тополя.

Лирический герой продолжает идти по деревне. Он чувствует запахи яблок и меда. Это напоминает ему о празднике Спаса. На лугах пляшут и водят хороводы. В это время все гудит от радости.

Лирический герой бежит по лесной дорожке. Он будет слышать звонкий девичий смех, который вызовет у него радость.

Жанр, идея, средства выразительности

Работа написана в жанре лирики, так как поэт делится личными чувствами и переживаниями. Стихотворение наполнено разными образами, которые передают эмоции автора. В композиции текста можно выделить несколько частей:

  1. Рассказ о бескрайности родного края.
  2. Запахи и звуки малой родины.
  3. Признание героя.

Есенин не зря написал строку «как захожий богомолец я смотрю твои поля». Он воспринимает возвращение на родину как паломничество верующего человека, который стремится к посещению святых мест. При написании стихотворения Есенин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает Спас кротким, пляс веселым, а смех девичьим;
  • метафоры — автор рассказывает, как чахнут тополя, гудит веселый пляс, звенит смех;
  • сравнения — Есенин сравнивает героя с богомольцем, а смех — с сережками.

Размер стихотворения — четырехстопный хорей. Переживания передаются с помощью восклицательных и оборванных предложений. Они имитируют смятение автора и его сомнения. В последних строчках присутствует аллитерация звука [Р]. Она позволяет показать, что решение героя принято обдуманно, а не спонтанно.

Идея стихотворения довольно простая — нужно уметь видеть счастье в мелочах. О родине могут напоминать яблоки, тополя, летние праздники и другие события. Все это позволяет ощущать дом настоящим раем.

Анализ «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина позволяет лучше узнать особенности произведения. Это одна из самых светлых и ярких работ поэта. В ней он делится своими чувствами и мыслями.

Еще тесты

Читайте также

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Письмо к женщине» — анализ стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер. Роса» — анализ стихотворения Сергея Есенина «Размышления у парадного подъезда» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/goj-ty-rus-moya-rodnaya-s-a-esenin/
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-goj-ty-rus-moya-rodnaya/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/goy-ty-rus-moya-rodnaya.html
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-goj-ty-rus-moya-rodnaya-s-esenin/
  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/goy-ty-rus-moya-rodnaya.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт