История создания повести «Невский проспект» Гоголя

Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

analiz-nevskiy-prospekt-gogol-50505.jpg

Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвященных северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».

Тема – Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.

Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятеле), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик заводит роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр – Повесть.

Направление – Социально-критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощеным питерским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением, всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

Тема

Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Композиция

Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:

  • завязка – встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка – поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
  • эпилог – описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.

Жанр

Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения – обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению под названием социально-критический реализм.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    Когда была написана повесть Гоголя «Невский проспект»?</h3>

    • <label>1833–1834;</label>
    • <label>1833–1835;</label>
    • <label>1834–1835;</label>
    • <label>1834–1836.</label>

(новая вкладка)

Жизнь в Петербурге оставила неизгладимый след в душе Николая Васильевича. Он был восхищён Северной Пальмирой, вдохновившей его на написание произведений. В своём творчестве писатель поднимал тему пороков, которые губили людей. Любовь к городу и осуждение низменных человеческих качеств совместились в повести Гоголя «Невский проспект». Анализ произведения по плану поможет кратко понять его основную мысль и подготовиться к сочинению по литературе в 10 классе.

История написания

История написания

Суть повести

История создания произведения берёт своё начало в 1831 году, когда Гоголю пришла идея описать Санкт-Петербург со всеми его достоинствами и недостатками. Писатель сделал пару набросков к описанию города, который всегда волновал его душу. Он любил часами гулять по небольшим улочкам, всматриваться в мельчайшие детали и наблюдать за жителями. Гоголь старался запомнить диалоги людей, их поведение, чтобы всё это потом изложить в своём произведении. При помощи художественных оборотов писателю удаётся в полной мере передать чувства, которые он испытывал к городу.

Повесть была написана в 1834 году, а после одобрения со стороны цензуры напечатана в «Арабесках».

Произведение Николая Гоголя вошло в цикл его петербургских повестей. «Невский проспект» является отражением разных сторон жизни Петербурга.

Суть повести

Темы произведения

В произведении повествуется о двух историях молодых людей, сильно отличающихся по своей характеристике. Пискарёв не отличался богатством, но был очень талантливым художником. Однажды он заметил на улице девушку, которая ему понравилась с первого взгляда. Молодой человек решил проследить за ней и шёл на расстоянии, чтобы не спугнуть. Однако девушка всё равно заметила героя, но не испугалась, а дала ему знак, чтобы он шёл за ней в дом.

Когда Пискарёв зашёл, то сразу же впал в ступор, так как осознал, что попал в дом терпимости. С этого момента читатель может заметить внутренний конфликт героя, ведь он не может поверить, что девушка, которая понравилась ему не как объект для плотских утех, а как произведение искусства, ввергнута в такое низменное занятие. Пискарёв немедленно сбежал из того дома и ещё несколько дней страдал от своих мыслей.

Наконец, он принял решение взять в жёны эту молодую особу, чтобы избавить её от такого занятия. Но семнадцатилетняя блудница не отличалась интеллектом и манерами поведения.

Пискарёв признаётся ей, что не имеет крупной суммы, поэтому ей придётся вместе с ним работать. Герой предлагает девушке только искреннюю любовь и помощь, но она поднимает его на смех. Пискарёв понимает, что будь у него материальное положение получше, он мог бы спасти девушку. Но он всего лишь бедный художник, неспособный что-либо изменить. У героя есть надежда на светлое будущее, которая выражается в его таланте. Однако он не смог пережить несправедливость этого мира и покончил с собой.

Проблемы, которые поднимает автор

Другой герой, Пирогов, является противоположностью Пискарёва. Этот молодой человек недавно получил повышение на службе. Он понимал, что для того, чтобы жениться на купчихе, необходимо дослужиться хотя бы до полковника.

Персонаж не имел талантов, не обладал высоким интеллектом, а женщин использовал только для удовлетворения плотских утех.

Пирогов, как и Пискарёв, замечает девушку на улице и решает последовать за ней.

Но у него совершенно иные цели, нежели у юного художника. Попав в дом к девушке, он осознаёт, что она была женой немца, от которого и получает по заслугам. Герой не делает из этого никаких выводов, забывает о случившемся в тот же вечер и ищет кого-нибудь, кто может удовлетворить его потребности.

Темы произведения

В своём произведении Николай Гоголь затронул темы, которые касались многих жителей Петербурга того времени. Сюда относятся:

  1. Тема города. Писатель описывает город с разных сторон и рассказывает о том, как бедность и богатство могут уживаться в одном доме. Однако Гоголь акцент делает на обманчивости. Прекрасная особа способна завести в публичный дом, а богач может оказаться бедняком, разодетым в свой лучший костюм для прогулок по улочкам Петербурга.
  2. Тема любви. По мнению автора, любовь порой бывает обманчивой, а иногда и вовсе продажной. Николай Гоголь считал, что искренние чувства не проявляются, как разврат. Символом этого становится художник, который погибает от своей любви.
  3. Тема творчества. Художник вместе со своими возвышенными чувствами не может смириться с внешним развратом, который творится на улицах его родного города. Пискарёву противно от мысли, что даже красота является продажной. Настоящее искусство никогда не окажется рядом с грубостью.

Проблемы, которые поднимает автор

Проблематика повести также заслуживает внимания, поскольку поднятые Гоголем проблемы продолжают волновать людей по сей день. В произведении автор затрагивает:

Главная мысль

Смысл произведения «Невский проспект» заключается в том, что автор хотел отразить две стороны Санкт-Петербурга. За внешней красотой города таятся пороки, а за приветливостью людей скрывается безразличие. Петербург внешним видом привлекает людей, но остаётся к ним холоден.

Своими строками автор хочет охарактеризовать две стороны жизни в этом замечательном с виду городе. Читателю может показаться, что таким образом писатель хочет уберечь его от совершения ошибок. Не стоит гнаться за красотой, которая порой бывает обманчивой. Каждый может оказаться на месте маленького человека, неспособного что-либо изменить. Для борьбы с пороками людей необходима сила воли, а если она отсутствует, тогда нет смысла за это браться.

Композиция и жанр

Композиционная структура произведения обычна и делится на части, каждая из которых является продолжением предыдущей. Повесть разделена на следующие эпизоды:

  1. Завязка. Встреча двух товарищей, отличающихся характерами и мировоззрением.
  2. Развитие событий. Автор представляет две сюжетные линии, которые развиваются параллельно. В одной из них читатель может наблюдать, как тщетно художник пытается спасти блудницу, а во второй Пирогов с энтузиазмом пытается добиться внимания замужней женщины.
  3. Кульминация также представлена двумя сюжетными линиями. В одной из них художник делает предложение падшей женщине и получает отказ, а во второй можно увидеть наказание героя мужем возлюбленной.
  4. Развязка. Пирогов оскорблённый покинул дом девушки. Похороны Пискарёва.
  5. Эпилог. Автор описывает своеобразие Невского проспекта, показывая двуличие, которое скрывается за внешней красотой.

Жанровая разновидность произведения Гоголя — повесть. Здесь несколько сюжетных линий и героев.

Направление повести — социально-критический реализм. В произведении автор поднимает проблему маленьких людей, которыми кишит город. Однако никто не придаёт им значение, они обречены на жалкое существование.

Рубрики Это интересно

Авторы: Николай ГогольЖанр: ПовестиФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3630-4

Повесть «Невский проспект» открывает цикл «Петербургских повестей». Александр Пушкин назвал ее «самым полным» произведением цикла, а Виссарион Белинский говорил: «Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное обок друг другу».

«Невский проспект» — это панорама столичной жизни, в которой фальшь соседствует с искренностью, нищета с богатством. Произведение рассказывает о двух молодых людях — поручике Пирогове и художнике Пискареве. Прогуливаясь вечером по Невскому проспекту, они встречают молодых дам — и одна из этих встреч заканчивается трагически.

Николай ГогольЗаписки сумасшедшегоПовестиНиколай ГогольПортретПовестиНиколай ГогольНосПовестиНиколай ГогольШинельПовести
Невский проспект
Иллюстрация Д. Н. Кардовского. 1904 год.
Жанр повесть
Автор Николай Васильевич Гоголь
Язык оригинала русский
Дата написания 1833—1834
Дата первой публикации 1835
Текст произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике
 Медиафайлы на Викискладе

«Не́вский проспе́кт» — повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл Петербургские повести. Написана в 1833—1834 годах.

Впервые напечатана в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835. Замысел «Невского проспекта» относится ещё к 1831 году, когда Гоголь сделал несколько незаконченных набросков, рисующих пейзаж Петербурга.

Сохранилось два наброска: «Страшная рука. Повесть из книги под названием: лунный свет в разбитом окошке чердака» и «Фонарь умирал…». Оба наброска, относящиеся к 1831—1833 годам, связывают с замыслом «Невского проспекта».

День Невского проспекта по писателю: 05:00 — 12:00 — раннее утро, на Невском — нищие, слуги кидают им черствые пироги. 12:00 — 14:00 — набеги французских гувернёров на ближайшие 2 часа. 14:00 — 15:00 — улица для франтов — чиновников в виц-мундирах зелёного цвета. 15:00 — 16:00 — наступление весны, к 16:00 и вплоть до сумерек — Невский проспект почти пустеет.

Критические оценки

В. Г. Белинский отмечает, что образ Пирогова принадлежит к числу лучших художественных созданий Гоголя:

О единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов!

[1]

Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» назвал пророческой сцену избиения самодовольного поручика Пирогова мастеровыми:

Поручик Пирогов, сорок лет тому назад высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, — был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее…

[2]

Примечания

  1. Белинский В. Г. Полное собр. соч., Т. 1. — АН СССР, 1954. — с. 296
  2. Ф. М. Достоевский Полное собр. соч., Т. 2. — М., ГИЗ, 1929. — с. 128

Литература

  • Машинский С. Художественный мир Гоголя. — М., Просвещение, 1971. — Тираж 100 000 экз. — 512 с.
Николай Васильевич Гоголь
Алфавитный список произведений
Поэмы
Курсивом выделены сборники

Эта страница в последний раз была отредактирована 27 декабря 2020 в 11:27.

Автор: · 03.09.2019

Николай Васильевич Гоголь в своих произведениях часто воспевал влюбленных, тонко чувствующих людей, и обличал всевозможные пороки: ложь, алчность, жестокосердие… Не стала исключением и его повесть «Невский проспект», разбор которой предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания повести «Невский проспект» открывает перед читателем интересные факты из биографии писателя:

  • Гоголь любил гулять по Северной Столице, наблюдать за прохожими, прислушиваться к их разговорам.
  • Замысел написать произведение, где главным действующим лицом будет Петербург, возник у Гоголя в 1831 году. Об этом свидетельствуют наброски с описанием города, датированные 1831 годом.
  • Примечательно, что с 1830 по 1833 годы Николай Васильевич посещал занятия в Академии художеств в качестве вольноприходящего студента. Писатель получил уникальную возможность пообщаться с огромным количеством живописцев, в том числе уже известных. Он был в восторге от общества, собравшегося на курсе.
  • Неизвестно, был ли у художника Пискарева прототип в реальной жизни, или был его образ собирательным, но посещение курсов однозначно повлияло на писателя, что нашло отголосок в повести « Невский проспект».
  • Работа над повестью была завершена в октябре 1834 г. , а цензурное разрешение было получено 10 ноября 1834 г. Повесть была впервые напечатана в сборнике «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835 г.

Жанр и направление

Жанровая разновидность произведения «Невский проспект» — повесть. Есть одна основная сюжетная линия, в ней задействованы немногие герои, объем книги и размах событий тоже соответствуют характеристике повести.

Направление — социально-критический реализм. В этом произведении Гоголь затрагивает тему маленьких людей, весь проспект полон ими: гувернантки и канцелярские рабочие, нищие, булочники. Все это люди, не имеющие веса в обществе, обреченные на скромное, если не жалкое, существование.

Суть: о чем повесть?

В основу повести входят две истории молодых людей, знакомых друг с другом. Пискарев — бедный, но талантливый молодой художник. Увидев мельком в толпе прекрасную незнакомку он следует за ней до ее дома. Девушка, заметившая преследование, на удивление читателя не пугается, а дает знак Пискареву проследовать за ней в дом. Молодой художник испытывает шок, осознав, что попал в дом терпимости.

Явственно вырисовывается внутренний конфликт, где юноша не в силах мириться с действительностью. Служитель прекрасного, он пленен прелестью незнакомки не ради желания плотских утех, а восхищен ее красотой, как произведением искусства. Он не в силах принять того, что его возлюбленная ввергнута в столь низменное и грязное занятие. Сбежав оттуда и проведя несколько дней в тяжелом психическом состоянии, Пискарев принимает решение спасти падшую женщину, сделав ее своей женой. Читатель может заметить, что семнадцатилетняя блудница невоспитанна и непроходимо глупа, что она не пара возвышенному Художнику. Но Пискарев не оставляет своих надежд, он признает, что беден, и ей придется трудиться. Ему нечего предложить ей, кроме своей любви и честного имени, а красотка поднимает его на смех… Возможно, будь у Пискарева деньги, он смог бы увести девушку из того мрачного места, мог бы считать ее спасенной… Но он всего лишь маленький человек, он бессилен что-либо изменить. Здесь стоит заметить, что Пискарев не богат, но у него есть надежда на светлое будущее — его талант (в процессе чтения становится известно, что два человека хотели себе картины кисти Пискарева). Не находя в себе сил осмыслить и принять столь нелицеприятную реальность этого мира, молодой человек покончил с собой.

Антитезой Пискареву выступает поручик Пирогов, недавно получивший повышение. С одной стороны, он гордился и мечтал об собственном портрете, с другой — даже для женитьбы на купчихе по расчету нужно было дослужиться до полковника. Он не высокого чина, талантов не имеет, как и богатого внутреннего мира. Дамы для Пирогова — источник выгод и удовольствий. Поэтому он тоже идет за незнакомкой по улице, но совсем с другими намерениями. Она оказывается женой немца. Он флиртует с ней, но, придя к даме, обнаруживает ее мужа и получает по заслугам. Получив оскорбление от немца, с чьей женой хотел завязать роман, Пирогов забывает об инциденте в тот же вечер. Он не только не ищет прекрасного, наоборот, ищет, кого бы подтолкнуть к греху.

Интересно обратить внимание на перекличку с другими произведениями автора: когда Пирогов впервые входит в дом Шиллера, хозяин просит своего собутыльника. .. Отрезать ему нос! В другом же произведении Гоголя пропавший нос разыскивает колежский асессор Ковалев, к слову, тоже маленький человек. Немец Шиллер же не стал терпеть позора, который хотел нанести ему Пирогов. Правда, на утро, протрезвев, очень боялся расплаты за свое поведение — он не имел права оскорблять офицера, даже покусившегося на его, Шиллера, жену.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Невский проспект» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои повести «невский проспект» характеристика
петербург образ петербурга неоднозначен. автор воспевает и одновременно обличает главную улицу петербурга: воспевает величие, красоту, размах, а обличает зловещую изменчивость, циничность невского проспекта. здесь все не то, чем кажется. люди, с виду богато одетые, не имеют ничего, кроме своего наряда. красивые женщины направляются в дом терпимости продавать свое тело. невский проспект жесток, он готов обмануть вас, лишь только вы зазеваетесь. даже образы героев противопоставлены друг другу, они как бы исходят из двух сущностей петербурга.
пискарев талантливый художник с развитым чувством прекрасного. мечтатель, влекомый ангельской красотой, он придумывает себе благочестивую душу ее обладательницы, и влюбляется в нее. он не в силах поверить, что столь милое создание может творить такие гадкие дела. по натуре он — идеалист, и готов поверить в любую иллюзию. именно поэтому ему удается рисовать талантливые работы, ведь он улавливает душу, а не изгибы тела. художник символизирует красоту и утонченность невского проспекта, его изящный вкус и возвышенное стремление к творчеству. говорящая фамилия «пискарев» говорит о том, что герой, несмотря на все свое мастерство, является маленьким человеком, который не может повлиять ни на что. у него нет внутренней силы поменять этот мир и нет возможности приспособиться к нему. он обречен на смерть, как и все прекрасное в холодном и циничном городе.
пирогов низменная сущность пирогова, напротив, вызывает отвращение. поручик не прочь поживиться легкой добычей, он самонадеян и самовлюблен. у него нет талантов, есть лишь амбиции и пороки. ему очень хорошо живется на невском проспекте: иллюзий он не питает. в женщине он видит то, что в ней и есть, не придумывая каких-то возвышенных качеств ее души. в жене немца пирогов почувствовал легкодоступное удовольствие, и этого ему достаточно. этот герой тоже имеет говорящую фамилию «пирогов», которая указывает на его мещанскую и приземленную сущность. он лишь наживает богатство и чины, как образцовый столичный житель, на мир души и творчества ему плевать. поэтому он спокойно забывает потрясения минувшего дня и продолжает жизнь. он символизирует пошлость и торговлю собой на невском проспекте, где люди кичатся мнимыми достоинствами и показным достатком.
женские образы в творчестве гоголя женщина зачастую выступает злым духом и коварной соблазнительницей без сердца. таковой является и избранница художника. внешне она прекрасна, но внутри глупа, порочна и жестока. в даме писатель видел пустой сосуд, который пленяет только внешними очертаниями. ничуть не лучше избранница пирогова: она легкомысленна и хитра, вероломна и порочна. хоть она и носит имя честной женщины, в душе у нее такой же дом терпимости.

Темы

Тематика произведения «Невский проспект» до боли знакома каждому городскому жителю:

  1. Тема города — основная в повести. Описание его очарования и безобразия становится главным поводом для размышления писателя. Петербург — город контрастов. Богатство уживается с нищетой, причем нередко в одном и том же доме. Творцы идут рука об руку с обывателями и карьеристами. Но главная черта столицы — ее обманчивость. Красота женщин манит Вас в публичный дом, примерная супруга норовит скрыться с незнакомцем, а богач с виду может оказаться бедняком, разодетым для прогулки по Невскому проспекту.
  2. Тема любви. Любовь, по мнению Гоголя, обманчива, а иногда и вовсе продажна. Возвышенные чувства строятся на иллюзиях, которые разбивает реальность при первом же порыве откровенности. Искренность и преданность не нужны, ведь они не продаются, в отличие от разврата. Художник со своим чувством весьма символично погибает: им обоим не место на Невском проспекте.
  3. Тема творчества. Настоящий художник также оказывается слишком идеальным и возвышенным для реального мира. Его чуткая душа не может вынести пошлости окружающей среды. Если даже красота продает себя тому, кто больше даст, творец бессилен что-либо изменить. Настоящее искусство слишком утонченно и хрупко для грубых людей.

Проблемы

Проблематика повести «Невский проспект» не менее интересна:

  1. Проблема маленького человека. Пискарев пробует бунтовать против социальной несправедливости и порочности, но терпи поражение из-за своего бессилия. Он оказывается слишком ничтожным и слабым, чтобы противостоять растлевающему влиянию города. Он не смог спасти девушку, потому что ей самой не нужно этого спасения. Не справившись с собой, маленький человек сводит счеты с жизнью, признавая свое поражение. И таких героев десятки — все они обречены на ничтожное прозябание.
  2. Разврат и порочность города. Символично, что проститутка сама отвергла помощь художника. Ей нравится ее жизнь, веселый и пьяный угар дней. Она довольна тем, что может продавать свою красоту. Нельзя спасти того, кто не хочет этого.
  3. Пошлость и мещанство. Пирогов — олицетворение обывательского образа мыслей. Он не углубляется в жизнь: ему достаточно поверхностного комфорта и достатка. Кроме своей персоны и успеха, его ничего не тревожит и не интересует. Он равнодушен к судьбе других людей и готов пробиваться к преуспеянию любыми путями.
  4. Несоответствие мечты и реальности. Художник лишил себя жизни потому, что ощущал, как бесконечно далек идеал от действительности. А для него существование без возвышенных грез немыслимо. Когда реальность разрушила его светлые иллюзии, он больше не смог продолжать жить.
  5. Одиночество человека как такового, и одиночество человека в большом городе. Никто не помог художнику в трудную минуту. В городе много людей, но никого близкого и понимающего. Все вовлечены в свои эгоистические заботы, и никому нет дела до ближнего. Человек обречен на внутреннее одиночество и затворничество.

Главная мысль

Смысл повести «Невский проспект» — обличение двуличия Петербурга и людей, живущих в нем. За внешним лоском кроется пустота, за красотой — порок, за приветливостью — равнодушие. Петербург красив и весел, но бесконечно холоден по отношению к людям, как и они сами по отношению друг к другу.

Автор со страниц произведения показывает две стороны одного города, два характера, словно желая своим рассказом предостеречь читателя от ошибок. Не стоит доверять миражу, не стоит гнаться за фантомом. Любая красота может быть обманчива, и жертвой этой красоты может стать любой маленький человек. Для борьбы с несовершенством мира нужна сила воли, и если ее нет, не стоит и пытаться. Мотылек, летящий на пламя, обречен. И все же даже такой обреченный на неудачу полет гораздо содержательнее, чем тупое самодовольство ничтожного Пирогова. Такова основная идея повести «Невский проспект».

Чему учит?

У каждого произведения есть мораль, и повесть «Невский проспект» — не исключение. Автор призывает человека возвыситься над суетой Невского проспекта и не увлекаться его миражами. Праздничная и шумная улица манит нас призрачной красотой, но за маской многолюдства скрывается пустота. Никто не подойдет к Вам на этой улице с чистыми намерениями и добрым сердцем.

Вывод из повести каждый сделает сам, но большинство людей, по мнению Многомудрого Литрекона, задумаются о том, что важно не растерять отзывчивость на многолюдных улицах большого города. Пискареву не хватило сил, чтобы вытащить девушку из развратной трясины, но его порыв уже достоин уважения. Если бы люди были менее циничны и безразличны, Невский проспект был бы совсем другим.

Критика

Повесть «Невский проспект была прекрасно воспринята такими мэтрами, как А. С. Пушкин, М. Ф. Достоевский.

В. Г. Белинский писал: «. .. Пирогов! .. Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация! О, единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов! .. Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысячи человек! » (В. Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя»)

Художественное своеобразие творчество Гоголя ярко проявилось в повести «Невский проспект»:

В четырех повестях: «Вий», «Тарас Бульба», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего» — Гоголь с различных сторон подходит к проблеме зла в любви и в красоте. Он остро ощущает трагизм любви и двусмысленность красоты в нашем мире и задолго до Достоевского знает о существовании двух идеалов — идеала Мадонны и идеала Содомского… <…> (К. В. Мочульский, «Гоголь. Соловьев. Достоевский»)

Женские образы вызвали еще больше обсуждений у рецензентов:

«Гоголь, написавший «Невский проспект», кажется, первый у нас серьезно и реалистично тронул скользкую тему о падшей женщине и доме терпимости. Это одна из самых романтичных его повестей, и с Гоголя у нас установилась реалистически не очень верная, но психологически чудесно-красивая, характерная для русской души традиции идеализировать падшую» (А. А. Измайлов «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г.)

Автор: Кристина Кондрашкова

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/nevskiy-prospekt/analiz-proizvedeniya-gogolya.html
  • https://101student.ru/literatura/sochineniya/gogol/analiz-proizvedeniya-nevskij-prospekt.html
  • https://www.culture.ru/books/593/nevskii-prospekt
  • https://wiki2.org/ru/невский_проспект_(повесть)
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/nevskij-prospekt-gogol/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт