«И скучно и грустно…»: философский характер лермонтовских поэзий

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг — Такая пустая и глупая шутка…Screenshot_10-e1567000571176.jpg

Известно, что стихотворение «И скучно и грустно» Лермонтов написал в начале 1840 года. В этот период поэт находился в Санкт-Петербурге. Последний год был сложным в жизни и творчества Лермонтова. Это был период разочарования, утраты идеалов, период одиночества. В тексте стихотворения отражено душевное состояние поэта. Рядом нет верного друга, которому можно подать руку. Нет любящей женщины, которую можно было бы полюбить раз и навсегда. Полюбить «на время — не стоит труда».

Лермонтов разочарован в людях, в высшем свете, который на самом деле оказался лицемерным. Позволю себе предположить, что на написание этого произведения повлияла дуэль с французом Барантом, сложные взаимоотношения с кн. М. А. Щербатовой, которой в тот момент поэт был увлечен. Ссора произошла в середине февраля.

Современники помнят поэта душой компаний. Внешне поэт общителен, остроумен. Свои стихи читал так, что дамы теряли от него головы. После стихотворения «На смерть поэта» Лермонтов стал популярен в обществе. Но популярность эта не вскружила головы поэту. Свою тоску Лермонтов держал в себе, не демонстрируя своего состояния перед другими.

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти Пушкина, которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 25 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

Михаил Лермонтов1840 г.

В. Г. Белинский писал об этом стихотворении: «И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! Им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!» (Белинский, т. IV, с. 527).

glavnoe.jpgТест: угадайте русскую классику по первым строкамПопробуйте отличить «Героя нашего времени» от «Доктора Живаго»Тест: сможете продолжить афоризмы Даниила Хармса?Попробуйте потягаться в остроумии со знаменитым писателемКак читать «Двенадцать» БлокаНа какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме Блока

Меню статьи:

Текст стихотворения

История написания текста

Лермонтовское творчество разделилось на два условных периода: ранние и поздние тексты. «И скучно и грустно…» принадлежит к поздним произведениям русского автора.

В этот период своей жизни писатель переосмысляет свой путь – жизненный и творческий. Лермонтов задумывается о результатах своей деятельности. Анализируемое произведение демонстрирует усиление мотивов одиночества, уныния и тоски. Автор относится к себе самокритично, выражает пессимизм в чувствах к миру и своей труду.

В 1840 году Михаил Юрьевич пересматривает жизненные ориентиры и ценности. Плод мучительных раздумий автора – анализируемое произведение. Вскоре после создания этого шедевра писатель трагически погибает на дуэли.

Внимательный читатель заметит, что русский поэт продолжает логику, заложенную еще «Героем нашего времени». В этом тексте чувствуются те же идеи, настроения, уже знакомый фатализм. Печорин – это автобиографический образ. Этот стих похож на монолог героя-близнеца Лермонтова. В произведении писатель прямо указывает на то, что говорит о самом себе. Внутренний мир героя сливается со вселенной автора. Михаил Юрьевич открыто признается, что созданные им персонажи, истории – это литературный автопортрет, исповедь.

Философское содержание произведения

Лермонтов – потомственный дворянин. Автор попал в опалу высшего света, аристократического общества. Это принесло молодому человеку боль. Влиятельные сословия из Москвы и Северной столицы отвернулись от поэта. Государство и чиновники относились к писателю с подозрением. Лермонтова считали опасным человеком.

Творческие люди часто страдают излишне глубоким отношением к жизни. Поэты, музыканты, остро чувствующие мир, рано теряют к нему интерес. Так случилось и с Лермонтовым. В детстве и в юношеские годы писатель мучился от непонимания окружающими людьми. Светлые, чистые надежды юного Михаила быстро потерпели крах.

Поэтический самоанализ

Анализируемое произведение носит психоаналитический характер. Писатель подчеркивает: былое бесследно ушло. Автор имеет в виду былые надежды и мечты. Герой остро чувствует, что ему не достичь доблести, не проявить отваги, достойной предков. С другой стороны, Лермонтов не смог пойти и вторым путем: бросится с головой в омут страстей.

Гибель Пушкина

Одно событие окончательно подорвало доверие поэта к жизни. Михаил Юрьевич уважал, боготворил своего коллегу и кумира – Пушкина. Смерть русского гения нанесла Лермонтову глубокую рану.

Лермонтов пишет посвящение-эпитафию на смерть кумира. Однако общество восприняло этот жест как оскорбление памяти великого поэта. Михаил Юрьевич считал Пушкина своим учителем. Произведение, посвященное умершему писателю, Лермонтов писал с чувством гнева и отчаяния. Новаторство юного литератора не было воспринято его окружением. Писатель окончательно рассорился с высшим светом.

Мотивация и настроение произведения

Такая жизненная ситуация и породило смутное настроение автора. Лермонтов замкнулся в себе. Интровертность стала основным мотивом, побуждающим писателя творить. В произведениях русского поэта все больше слышатся мрачные и зловещие ноты. Вскоре в лермонтовских текстах появляется и знаменитая демоническая тема.

Последствия критики

Негативные отзывы о его произведениях убедили Лермонтова в том, что он неудачник. Это мнение было ошибочным. Но процесс разочарования – в себе, в мире – уже начался. Писатель утратил веру в себя, свои силы. Постепенно из жизни поэта уходит понимание смысла и цели жизни. Лермонтов больше ничего не хочет, ни к чему не стремится. Чувства, любовь, страсть потеряли для поэта значение. Все земное, все человеческое – преходящее, не вечное.

Любовь к родине – важная составляющая внутреннего мира Лермонтова. Автор сам считает связь со своей страной неразрывной, поэтому из-под его пера вышло стихотворение “Родина”, ознакомиться с описанием которого мы предлагаем читателям

Писатель развивает логику собственного жизненного провала. Лермонтов не видит, что внес какой-то вклад в литературу. Поэт окончательно потерял надежду на будущее, на достижение высоких целей. Грядущее видится Лермонтову безрадостным, гнилым, несущим старость и гибель.

Лермонтов: отношение к себе

Французский философ Мишель Фуко говорил: человек нуждается в заботе о себе. Лермонтов страдал заниженной самооценкой. В юношестве писатель мечтал о военной карьере. В 1812 году развернулась российско-французская война. Но Михаилу Юрьевичу не удалось принять в ней участие. После окончания военных действий заниматься военной карьерой стало сложнее: не хватало мест для подвигов.

Ситуация для поэта осложнялась потерей близкого человека. У писателя рано умирает мама. Лермонтов ищет способ излечиться от душевной боли в любовных отношениях. Михаил Юрьевич пережил не одну влюбленность.

Тематика стиха

Первая часть

Вторая часть

Второе четверостишие отличается большей откровенностью. Герой рассуждает о любовных отношениях. Личная жизнь автора не радовала его. Это был печальный опыт. Писатель разочаровался в любви, уверился, что любовь – преходящее чувство. Одиночество, между тем, тоже тяготит мужчину. Героя не удовлетворяет внутренний мир, он ищет восполнения и успокоения во внешнем мире.

Стихотворение Михаила Лермонтова «Предсказание» – произведение, в котором воплотился дух романтического бунта. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Композиция произведения

Структурно лермонтовское творение является монологом-рассуждением. Произведение состоит из нескольких условных фрагментов. Каждая часть посвящается отдельному аспекту человеческой жизни и бытия в целом. Автор рассуждает о желаниях и мечтах, любви, страсти.

Формально поэзия состоит из трех четверостиший. Последние две строки содержат вывод и основную идею лермонтовского шедевра.

Жанровые особенности стиха

Поэзия отличается философским характером. Грустные ноты свидетельствуют, что лермонтовское творение близится по жанру к элегии. Писатель задается актуальными вопросами: о смысле бытия, о ценностях, о чувствах. Самый яркий мотив произведения касается чувства разочарования.

Художественная выразительность поэзии: приемы и тропы

Литератор не употребляет слишком много средств выразительности. Лаконичность приемов и тропов имеет для анализируемого текста особое значение. Художественные средства создают образ героя, отображают его внутренний мир, раскрывают эмоциональное состояние. Рассмотрим художественные особенности лермонтовского произведения детальнее:

  • Роль метафор. Этот прием – ключевой для лермонтовского произведения: «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»;
  • Роль эпитетов. В тексте присутствуют различные прилагательные и наречия: «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно»;
  • В поэзии отсутствуют сравнения;
  • Языковые средства характеризуют абстрактные понятия;
  • Традиционные средства преломляются под художественным воображением автора;
  • Роль интонации. Писатель использовал синтаксические конструкции восклицаний, вопросов, незаконченных, оборванных предложений. Автор часто прибегает к риторическим фигурам;
  • Роль аллитерации. В начале произведения поэт часто повторяет согласные звуки («ж», «з», «с», «ч»). Такой прием усиливает грустное, пессимистичное настроение поэзии.

Лермонтовские образы

Михаил Юрьевич – классический романтик. Соответственно, произведения русского поэта отличаются насыщенностью романтическими образами. Автор обращается к философии, задается вопросом о связи человека и природной стихии.

Произведение-пейзаж

Пейзажная миниатюра – жанр, в котором часто работал Михаил Юрьевич. Это тоже классическая черта романтической литературы. Поэтическая миниатюра постепенно переходит в подобие философской медитации.

Писатель использует традиционный для романтизма фон – описание природной стихии. Образы окружающего мира несут символическую, аллегорическую нагрузку, раскрывают внутренний мир героя.

Природа – это кладезь покоя и гармонии. Равновесие окружающей среды помогает человеку найти баланс. Человека – в трактовке Лермонтова – разрывают бесконечные противоречия и внутренние конфликты. Тоска, тревога героя толкают его к переосмыслению себя и своей жизни.

Используемые источники:

  • https://lermontovm.ru/stihi/filosofskie-stihi/i-skuchno-i-grustno-lermontov
  • https://rustih.ru/mixail-lermontov-i-skuchno-i-grustno/
  • https://www.culture.ru/poems/37211/i-skuchno-i-grustno
  • https://r-book.club/russian-classics/mikhail-lermontov/i-skuchno-i-grustno.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт