Содержание
- 1 Описание внешности и характера Фамусова
- 2 Положительные черты
- 3 Отрицательные качества личности
- 4 Образцы жизни и идейные принципы
- 5 Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», образ, описание в цитатах
- 6 План
- 7 Краткие сведения
- 8 Мировоззрение
- 9 Отношение к людям
- 10 Полезные ссылки
- 11 План
- 12 Взгляды Фамусова на образование и воспитание
- 13 Зависимость героя от общественного мнения
- 14 Отношение Фамусова к людям
- 15 Значение образа Фамусова
Скачать:
Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.
Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.
Описание внешности и характера Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:
Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.
Положительные черты
Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.
Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.
Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.
Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, — его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.
Отрицательные качества личности
Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.
Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.
Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.
Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.
Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.
Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.
Образцы жизни и идейные принципы
Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.
Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.
Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.
Речевые особенности героя
Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.
Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян. Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.
Другие материалы по комедии «Горе от ума»:
Краткое содержание
Образ и характеристика Чацкого
Образ и характеристика Молчалина
Образ и характеристика Софьи
Крылатые выражения
История создания комедии
Добавить в избранное
![]() |
Павел Афанасьевич Фамусов является одним из ярких персонажей пьесы «Горе от ума» Грибоедова. Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», образ, описание в цитатах
Полное имя героя — Павел Афанасьевич Фамусов:
«…Павел Афанасьевич Фамусов…» (цитата из списка действующих лиц)
Господин Фамусов является вдовцом. Он воспитывает дочь Софью:
«Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать…» (Фамусов о себе, действие I явление 4)
«Дай бог терпение, — ведь сам я был женат…» (Фамусов о себе, действие II явление 5)
«Свободен, вдов, себе я господин…» (Фамусов о себе, действие I явление 4)
Павел Афанасьевич — мужчина в возрасте, но при этом он бодр и свеж:
«Опомнитесь, вы старики…» (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)
«…В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку!..» (Фамусов о себе, действие II явление 2)
«Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин…» (Фамусов о себе, действие I явление 4)
Господин Фамусов живет в Москве и служит управляющим в казенном месте, то есть в государственном учреждении. Судя по всему, занимает довольно высокий пост, и у него много дел:
«…управляющий в казенном месте…» (цитата из списка действующих лиц)
По словам Фамусова, он работает без отдыха, как угорелый:
«Нет отдыха, мечусь как словно угорелый. По должности, по службе хлопотня…» (Фамусов о себе, действие I явление 2)
Господин Фамусов злоупотребляет служебным положением, то есть продвигает по службе своих родственников и по возможности выдает им награды, судя по всему, не взирая на их профессиональные качества:
«Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..»
Павел Афанасьевич признается, что устроил к себе на работу разных родственников, так что среди его подчиненных почти нет чужих людей:
«Нет! я перед родней, где встретится, ползком;
Сыщу ее на дне морском.
При мне служа́щие чужие очень редки;
Всё больше сестрины, свояченицы детки…» (действие II явление 5)
Судя по всему, Фамусов является небедным человеком. Он ищет для своей дочери Софьи богатого жениха с чином и наградами:
«Кто беден, тот тебе не пара…» (слова Фамусова, действие I явление 4)
«Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…» (служанка Лиза о Фамусове, действие I явление 5)
Он является членом Английского клуба — престижного заведения для дворянской элиты:
«Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба
Старинный, верный член до гроба?..» (Чацкий — Софье о ее отце, действие I явление 7)
Павел Афанасьевич Фамусов был другом отца главного героя Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов воспитывал мальчика у себя в доме:
«Вот-с – Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок…» (Фамусов о Чацком, действие II явление 5)
Господин Фамусов является баловником, ветреным мужчиной, по словам его служанки Лизы. Фамусов в тайне от всех пристает к Лизе, но девушка не отвечает ему взаимностью:
«Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!..» (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)
«Пустите, ветреники сами,
Опомнитесь, вы старики…» (Лиза — Фамусову, действие I явление 2)
«Жмется к ней и заигрывает…» (автор о Фамусове, действие I явление 2)
Фамусов — суетливый, прыткий и неугомонный человек:
«Как суетится! что за прыть!..» (Чацкий о Фамусове, который суетится в связи с визитом Скалозуба, действие II явление 4)
«…неугомонен, скор…» (Софья об отце, действие I явление 5)
Павел Афанасьевич является брюзгливым человеком. Он часто сердится без толку или журит кого-то:
«Брюзглив, неугомонен, скор,
Таков всегда…» (Софья об отце, действие I явление 5)
«Вот попрекать мне станут,
то без толку всегда журю…» (Фамусов о себе, действие I явление 4)
«Тот часто без толку сердит…» (Софья об отце, действие III явление 1)
Судя по всему, Фамусов имеет привычку ругать своих слуг. Например, он называет своих слуг в целом «ослами», а швейцара Фильку «чурбаном» и «ленивой тетерей»:
«Ослы! сто раз вам повторять?..» (Фамусов — слугам, действие II явление 3)
«Ты, Филька, ты прямой чурбан,
В швейцары произвел ленивую тетерю…» (Фамусов — швейцару Фильке, действие IV явление 14)
Фамусов является полоумным, сумасбродным человеком, по мнению его родственницы Хлестовой:
«Ведь полоумный твой отец…» (Хлёстова — Софье о ее отце, действие III явление 12)
Господин Фамусов называет себя гостеприимным человеком:
«Ко мне он жалует частенько;
Я всякому, ты знаешь, рад…» (Фамусов о себе, действие II явление 3)
Павель Афанасьевич умеет льстить и угождать нужным людям. Например, он льстит полковнику Скалозубу, так как надеется выдать за него замуж свою дочь Софью:
«Неужто для друзей не делать мне ни шагу,
Сергей Сергеич дорогой!
Кладите шляпу, сденьте шпагу;
Вот вам софа, раскиньтесь на покой.» (Фамусов принимает у себя Скалозуба, действие II явление 5)
Господин Фамусов питает страсть к чинам, по словам Чацкого:
«А вы, судáрь отец, вы, страстные к чинам…» (Чацкий — Фамусову, действие IV явление 14)
Фамусов является «дельцом», который добивается своего любыми средствами, по мнению Чацкого:
«Низкопоклонник и делец,
Достоинствами наконец
Он будущему тестю равный…» (Чацкий описывает идеального жениха для Софьи, который будет обладать теми же качествами, что и Фамусов, действие IV явление 14)
«Низкопоклонник! тесть!..» (Фамусов перечисляет слова, которыми его обозвал Чацкий, действие IV явление 15)
Господина Фамусова волнует общественное мнение. Ему важно, что о нем говорят люди, в частности княгиня Марья Алексеевна:
«Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!..» (слова Фамусова, действие IV явление 15)
Фамусов считает образование «чумой», вредным явлением, а книги называет злом:
«Ученье — вот чума, ученость – вот причина…» (Фамусов об образовании, действие III явление 31)
«Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь….» (Фамусов о книгах, действие III явление 21)
«И в чтеньи прок-от не велик…» (Фамусов о чтении, действие I явление 2)
Критика о Фамусове из комедии «Горе от ума»
П. А. Вяземский о Фамусове:
«Не всем же людям быть гениями и блестящего ума. В больших обществах большинство, где бы то ни было, состоит из фамусовых в том или другом роде, с теми или другими закалами и оттенками.
Да если пошло на то, чем так глуп и безобразен Фамусов? По видимому, он человек дюжинный, старого покроя, но добряк и не лишен некоторого благоразумия и человеческих сочувствий.
Посмотрите, например, как после долгой разлуки встречает он Чацкого. <…> Тут есть и дружеский привет и очень естественное любопытство. Вольно же Чацкому отвечать на все это колкостями, дразнить старика, оскорблять привычки и предания его. Фамусов, как и все пожилые и отживающие люди, любит, может быть, и с пристрастием, свое минувшее, в виду настоящего, которое не могут они назвать вполне своим. Это естественно и неминуемо. <…>
Фамусов, одним словом, приверженец и поклонник царствования Екатерины Великой, так что же?..» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)
Н. И. Надеждин о Фамусове:
«…Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины…
Их отличительное свойство состоит в флегматической недвижимости, считающейся доселе как бы одной из наследственных привилегий столбового дворянства. Всякое малейшее напряжение, всякая тень работы кажется уничижением для их гордой лености. Это оканчивается тем, что сии почтенные представители нашей аристократии, вступая в пятый класс, разучаются совершенно думать и даже чувствовать.
Единственным признаком жизненности остается в них суетливая привязанность к паркетным преданиям и брюзгливое ожесточение против всех нововведений. Таков именно Фамусов Грибоедова!..» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)
Е. Цимбаева о Фамусове:
«Почему же Фамусов так увивается за малограмотным полковником малоизвестного полка [Скалозубом]? так явно прочит ему Софью? Скалозуб богат, но и Чацкий не беден. <…> …Фамусову не следовало бы ему [Чацкому] так резко отказывать, пока судьба Софьи не решится. Ведь Фамусов не богат: он служит «управляющим в казённом месте»; такую должность мог занимать только чиновник 5-го класса «Табели о рангах», то есть статский советник. Этот чин был вполне приличен для ухода на покой; при отставке Фамусов получил бы, как принято, следующий ранг и стал бы именоваться действительным статским советником. …Он не выходит в отставку, значит, держится за жалованье, а ещё более за всякие выгоды, связанные с должностью. Он не просто не богат, он в огромных долгах — потому-то четыреста душ Чацкого его не спасут, ему необходимы две тысячи душ и наличные деньги. <…>
Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)
Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»
Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогает раскрыть мировоззрение «века минувшего». Александр Сергеевич Грибоедов демонстрирует образ приверженца старых принципов, который ценит богатства и положение в обществе.
+
План
- Краткие сведения
- Мировоззрение
- Отношение к людям
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Краткие сведения
Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном месте. Он является вдовцом, который занимается воспитанием единственной дочери Софьи. Именно с помощью образа дочери дается яркая и точная характеристика персонажа: «Брюзглив, неугомонен, скор».
Для понимания сути противоречий поколений важна цитатная характеристика образа.
Мировоззрение
Фамусов занимается воспитанием своей дочери самостоятельно. Он придерживается следующего мнения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца».
Данная характеристика с цитатами позволяет говорить о том, что Софья воспитывается так, что оказывается отгорожена от книг и «ученья».
Отношение к людям
Фамусов ценит только богатства и положение человека в обществе. Он уважает лишь тех, кто смог чего-то добиться в своей жизни, неважно каким путем. Своей дочери Софье Фамусов ищет жениха богатого, чтобы обеспечить дочь и поправить собственное материальное положение. Бедных людей Фамусов не ценит, он считает, что Софья должна выйти замуж только за богатого мужчину. Герой говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара!».
Несмотря на свои принципы, касающиеся деления всех людей на бедных и богатых, Фамусов заигрывает со служанкой Лизой, понимая, что ничего серьезного он дать ей не может. Герой «жмется» к служанке только тогда, когда их никто не видит. Это говорит о том, что внутренние намерения Фамусова скрыты внешностью интеллигентного человека.
Представитель «века минувшего» часто бывает сердитым, он ругается на своих слуг, обзывая их различными ругательствами. Однако представителей высшего света Фамусов уважает, постоянно приглашает в свой дом. Не зря все действие комедии происходит в доме Фамусова. Герой боится общественного мнения: ему страшно от мысли о том, что окружающие люди могут подумать о нем что-либо плохое.
Герой не гнушается льстить людям высокого положения. Он ценит чины и угождает всем тем, кто их имеет. Фамусов уважает всех людей, которые стремятся к получению лучшего статуса в обществе, и презирает тех, кто оставляет службу ради спокойной жизни. Поэтому так ярок конфликт между Фамусовым и Чацким, который не похож на то общество, в котором прошла вся жизнь представителя «века минувшего».
Однако не стоит оценивать образ Фамусова только негативно. У персонажа есть и положительные качества: он безумно любит свою дочь и готов ради нее на все. Отцовские качества проявляются у Фамусова не только в отношении к собственной дочери, но и в отношении к Чацкому. Когда у главного героя умер отец, он оказался на воспитании у Фамусова, что говорит о доброте героя и его уважении к умершему другу, у которого остался сын.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Фамусов», рассмотрит характеристику главного представителя «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», его мировоззрение и отношение к людям.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>
- <label>В 17 веке;</label>
- <label>В 18 веке;</label>
- <label>В 19 веке;</label>
- <label>В 20 веке.</label>
(новая вкладка)
Меню статьи:
Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.
Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.
Семейная жизнь Фамусова
В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.
Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.
Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.
Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.
Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.
Государственная служба Фамусова
С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.
Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».
Личностные качества и привычки Фамусова
Образ Фамусова по задумке автора должен резко противопоставляться образу Александра Чацкого, поэтому в большинстве своем случае Павел Афанасьевич обладает негативными качествами характера.
В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.
Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.
«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.
Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».
Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.
Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:
Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.
Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.
К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.
Конфликт Чацкого и Фамусова
Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».
Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:
Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.
Чацкий же олицетворяет развитие духовных и умственных способностей человека. Он искренне верит в силу образования и осознает истинное значение науки и культуры.
Фамусов же отвергает положительное влияние науки и образования, а род деятельности, связанный с наукой или искусством, Павлу Афанасьевичу кажется позорным и неприемлемым для аристократа.
Таким образом, Павел Афанасьевич Фамусов наделен непривлекательными, чертами характера, он алчный и жадный человек, для него весомым показателем значимости человека является его богатство и чин. Он необразованный и поэтому ограниченный человек, ему сложно оценить значимость нематериальных ценностей.
План
- Взгляды Фамусова на образование и воспитание
- Зависимость героя от общественного мнения
- Отношение Фамусова к людям
- Значение образа Фамусова
Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.
Взгляды Фамусова на образование и воспитание
Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.
Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.
Зависимость героя от общественного мнения
Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться». Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.
Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Отношение Фамусова к людям
Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».
Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».
Значение образа Фамусова
Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.
В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>
- <label>В 17 веке;</label>
- <label>В 18 веке;</label>
- <label>В 19 веке;</label>
- <label>В 20 веке.</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1181-harakteristika-famusova-gore-ot-uma.html
- https://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-famusova-gore-ot-uma-griboedov.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/harakteristika-famusova.html
- https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-harakteristika-famusova.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/obraz-famusova-v-komedii.html