«Горе от ума» А. С. Грибоедова: молодым везде у нас дорога?

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является сатирическим произведением, высмеивающим нравы аристократического общества Москвы во времена крепостничества. Проведя анализ произведения, можно обнаружить, что образцом для написания этой комедии послужила пьеса Мольера «Мизантроп». Ниже приведен один из вариантов анализа комедии по плану. Этот материал может помочь понять смысл «Горя от ума», выделить основную мысль комедии, и сделать правильный вывод, при подготовке к уроку по литературе в 9 классе, и самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

analiz-gore-ot-uma-griboedov-49261.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Год написания – 1822-1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединенных в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется, и стремительно движется к финалу.

Жанр – Пьеса. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене, ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классическое направление, Грибоедов уверенно ввел смелое реалистическое решение, создав необычное жанровое разнообразие.

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершен начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии, Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием, высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов, и начал работу над пьесой.

Тема

В комедии «Горе от ума» анализ произведения дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горе от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – все это имеет место в пьесе Грибоедова.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в ее названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множество и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять все устройство жизни.

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в ее целостной завершенности. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом все это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – все это вызвало потрясение зрителей, и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы, вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Горя от ума».

Жанр

Невозможно одним словом определить жанр «Горе от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесы Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте, каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми, и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)

Действие разворачивается в доме известного московского помещика Фамусова, в спальне его дочери Софьи, которая всю ночь провела, общаясь со своим возлюбленным, по совместительству секретарем своего отца, Молчалиным. Софья узнает, что после долгого путешествия, в Москву вернулся Александр Андреевич Чацкий, воспитанник Фамусова, друг ее детства и бывший возлюбленный. При первой встрече с Софьей Чацкий начинает расспрашивать ее об общих знакомых, попутно отпуская в их адрес саркастические замечания, не обходя своим вниманием и Молчалина, чем сильно задевает Софью.

По ходу пьесы в доме собираются гости, с которыми Чацкий общается на разные темы, активно вступая в споры. Софья, обиженная на друга детства, распускает слух о его психическом нездоровье, который моментально разносится среди гостей. В финале вечера недоумевающий Чацкий случайно узнает, что Софья влюблена в Молчалина, а тот неравнодушен к служанке Лизе. Эту же информацию слышит Софья, которая выгоняет Молчалина. На шум сбегаются люди, и любовная история перестает быть тайной. Фамусов вне себя, а Чацкий, оскорбленный и разочарованный, вновь отправляется путешествовать.

Содержание

Смысл названия комедии Горе от ума

«Горе от ума» А.С. Грибоедова — нестареющая классика. Годы не властны над этой удивительной комедией. Персонажей произведения можно встретить в повседневной жизни. Почему же комедия приковывает внимание огромного количества читателей? В чем смысл названия «Горе от ума» А.С. Грибоедова?

Ум и глупость. Название комедии чётко отражает противопоставление крайне важных характеристик человека. С возрастом человек должен становиться мудрее, ведь год от года он набирается опыта. Но так ли это на самом деле?

Горе от ума — событие, которое может случиться с каждым образованным человеком. А.С. Грибоедов с помощью комедии показывает, что ум — это крайне опасное качество для многих людей.

Проблематика названия «Горе от ума»

Смех сквозь слезы. Горе от ума. Автор в смехотворной форме выражает проблематику общества. Нельзя серьёзно относиться к жизни. Невозможно все знать и уметь. А.С Грибоедов создал комедию, целью которой является не только разнообразить времяпрепровождение людей, но и рассказать, что волнует каждого из них.

Произведение начинается с парадоксального сочетания в названии. Что хотел этим сказать автор? Для многих ум главного героя выражается в безумии. Окружающие не воспринимают персонажа всерьёз. У героя со временем наступает прозрение. Он осознает, что общество его не слышит и не понимает.

Смысл названия произведения

Персонажи, которые описывает А.С. Грибоедов, живут среди нас. Название «Горе от ума» говорит само за себя. Есть люди, обладающие умом. А есть те, которых можно отнести категории глупцов. Но кто есть кто? Александр Сергеевич не говорит чётко, кто глуп, а кто наоборот.

Исходя из названия можно понять, что в произведении есть место конфликту противостояний ума и глупости. Но как определить умного человека? По каким критериям проявляется глупость? Где эталон, на который следует равняться?

Положительный герой пьесы поглощён внутренними противоречиями. Ему некомфортно в обществе, в котором он находится. Он противопоставляет себя всем. Герой ведёт борьбу за справедливость, честность, правду. Но выиграет ли он эту битву? А.С. Грибоедов показывает его как одинокого, никем не принятого, смешного. «Умный». Автор с усмешкой называет так героя.

А.С. Грибоедов уже в названии говорит, что умничать нехорошо. Не нужно постоянно спорить, ведь у каждого своя правда. И идеалы, и ценности у каждого свои. Нужно стремиться к достижению внутреннего комфорта, не навязывая насильно никому свою точку зрения. Даже мудрый, опытный человек может стать заложником своего ума.

Смысл произведения Горе от ума

Заглавие комедии Грибоедова выглядит как оксюморон, ведь принято считать, что чем умнее человек, тем лучше, но в том и заключается особый смысл названия. Высокий интеллект главного героя, его острые и дерзкие высказывания не находят понимания среди представителей старого света. Но стремление к истине и желание доказать свою правоту не позволяют персонажу вовремя остановиться и перевести разговор в более привычное и примитивное для обывателей русло. Такая публичная демонстрация исключительного ума приводит к негативным последствиям для главного героя и не только для него.В основе сюжета лежат два конфликта – любовный и общественный. И если любовная линия, это скорее следование канонам классицизма, то конфликт общественный, который красной чертой проходит сквозь все произведение, постоянно возникая в диалогах персонажей, призван раскрыть общий смысл комедии. В «Горе от ума» четко прописаны основные пороки общества того времени: ложь, лицемерие, прислужничество, консерватизм, ханжество и, конечно, глупость.

Идеи Чацкого, как представителя нового времени, неприемлемы для закостенелого московского дворянства, они кажутся ненужными, нелепыми и даже опасными. Представителям старого времени проще поверить в безумие Чацкого, чем допустить, что его вольнодумство может нести какой-то смысл. Образ Чацкого, это прототип романтического героя, одинокого борца с системой, чьи методы слишком радикальны для своего времени, а потому бессмысленны. Грибоедов дает понять, что время просвещения в России еще не наступило, но уже начинает появляться новое поколение мыслящих людей, которые будут способны что-то изменить.

Смысл финала

В отличие от традиционного счастливого финала комедий эпохи классицизма, комедия Грибоедова, нарушившая все каноны жанра, оканчивается крахом всех надежд и иллюзий главных персонажей. Софья разочаровывается в любви, Молчалин теряет надежду на повышение по службе, а Фамусов обеспокоен потерей доброго имени. Но максимальный трагизм несут в себе разочарования Чацкого, у которого одновременно рухнули, непонятно откуда взявшиеся, иллюзии на продолжение взаимной любви с Софьей и испортились отношения со всеми, с кем он вырос и кого по-своему уважал. Но самое горькое разочарование Чацкого, это осознание тщетности всех его усилий, направленных на изменение общества.

Комедия Грибоедова под названием «Горе от ума» – это произведение, которое не нуждается в особых усилиях для того, чтобы его оживить и сделать современным. С одной стороны, его персонажей часто можно встретить в ежедневной жизни, а с другой — и их переживания порой присутствуют в реальности многих читателей.

В чем уникальность произведения «Горе от ума»? Смысл этой комедии не убит временем! И это один из уникальных в своем роде случаев в истории не только русской, но и мировой литературы. Годы не властны над этим творением. За прошедшие две сотни лет несколько поколений, сменявших друг друга, смогли открыть для себя новый смысл комедии «Горе от ума».

Уникальное творение Александра Сергеевича

Уже само название комедии затрагивает те жизненные обстоятельства, которые практически каждому читателю приходится время от времени переживать. Противопоставление ума и глупости очень важно для любого человека. Ведь на каждом этапе своего взросления люди постоянно набираются опыта, становятся мудрее, развиваются. В чем же смысл названия? «Горе от ума» опирается именно на те события, которые происходят с любым человеком в реальности.

568574.jpg

Такое противопоставление – одна из важнейших драматических коллизий, которая существует в мировой литературе. И мысль о том, что ум есть опасное свойство человеческого организма, затрагивают многие авторы в своих произведениях. Но только Грибоедов передает смысл произведения «Горе от ума» в комедийной форме.

Театральное искусство во времена Александра Сергеевича

Комедия во времена этого выдающегося писателя представляла довольно важную часть жизни, так как развлечения большинства дворян были сосредоточены вокруг театрального искусства. В Москве на тот момент существовало более двадцати домашних храмов Мельпомены.

Туда не продавали билеты, а приходили только близкие знакомые и родственники. И наряду с балами и праздниками такие домашние спектакли составляли немаловажную часть быта и ежедневной жизни всех образованных людей России.

Сочетание смешного и серьезного — прием, помогающий раскрыть смысл произведения «Горе от ума» совершенно в особенном свете. Во-первых, Александр Сергеевич хотел создать произведение, которое должно было разнообразить досуг и свободное времяпрепровождение людей его общества, а во-вторых, хотел показать, что волновало каждого в отдельности.

Горечь, смешанная с весельем. Смех, наполненный слезами. Именно такое парадоксальное сочетание рождает не только момент прозрения, но и передает смысл комедии «Горе от ума». Происходит это, когда главный герой понимает, что его ум многие окружающие воспринимают как безумие.

Балаганный язык, используемый в книге

Как воспринимали смысл названия — «Горе от ума» — читатели и современники Александра Сергеевича? Чтобы представить это, нужно учитывать исторические факторы и сам стиль написания этого творения.

Во времена написания комедии Грибоедова были очень популярны балаганные или ярмарочные представления, где граница между подмостками театра и зрительным залом, в котором находилась публика, стала условной. И актер, находящийся на сцене, совершал зачастую импровизированные действия.

Именно таким языком уличных постановок и постарался передать смысл произведения «Горе от ума» Александр Сергеевич. За каждым персонажем, находящимся в его творении, читатель мог узнать того человека, которого встречал в жизни. С этим связано несколько догадок и легенд о прототипах героев.

Легенды о создании уникального творения

Существует легенда, что автор начал писать свое произведение после того, как столкнулся с публикой в одном из салонов светского общества. А монологи Чацкого – это, в сущности, его собственные речи, когда он вступил в конфликт с окружающими.

Еще одна версия гласит, что источником является история Чаадаева, объявленного сумасшедшим. И еще множество домыслов имеет право на существование. Все дело в том, что в комедии сюжет построен именно так, что любая проекция на существующую жизнь найдет подтверждение в реальных фактах.

На сцене каждый может узнать, что происходит с ним или его знакомыми в повседневной жизни, и даже провести параллель с некоторыми персонажами. В этом — сила комедии «Горе от ума».

Смысл рассказа о жизни Фамусова — показать типичного представителя дворянства своего времени. Он подчиняется общественному мнению, а не выражает собственную точки зрения.

Чацкий, наоборот, постоянно пытается бороться с окружающими нравами. Многие другие персонажи также зачастую напоминают окружающих людей. Вот эта постоянная возможность перехода из сценических обстоятельств в реальные – неотъемлемое свойство комедии Александра Сергеевича Грибоедова.

История создания комедии

Важен не только смысл названия — «Горе от ума» — но и главная задача произведения, которая состоит в том, чтобы путем смеха выявить причины человеческой глупости. Цель Александра Сергеевича — не изображение характеров, а непосредственное выражение тех чувств, которые несут с собой его сценические персонажи.

Комедия Грибоедова переделывалась бесчисленное количество раз. Совершалось это для того, чтобы произведение мог прочесть один человек, изображая всех персонажи, в лицах. Такая форма пьесы сохранялась вплоть до тысяча восемьсот тридцать третьего года, то есть до момента постановки комедии на театральной сцене.

Содержание «Горе от ума» (краткое). Смысл произведения

Почему так упорно цензура на протяжении нескольких десятилетий боролась с комедией, не допуская ее для постановки не только в императорском театре, но и в качестве домашнего спектакля. Слишком много крамольного и предосудительного в насмешках Чацкого видели редакторы и не допускали творение Александра Сергеевича к печати. Очень легко персонажи судили о том, что происходило на тот момент в стране.

В связи с этим создалась довольно парадоксальная ситуация. Комедия была запрещена к полной печатной публикации цензорами. Поэтому на сегодняшний день насчитывается огромное количество именно рукописных экземпляров.

Практически в каждой дворянской семье находился текст этого произведения, переписанный от руки. Он использовался для домашних постановок или простого чтения. И цензура прекрасно знала о таком положении вещей. Но комедия все равно продолжала находиться под запретом.

На первый взгляд содержание произведения достаточно незатейливо. Все действие происходит в доме Фамусова, где появляется основной персонаж Чацкий, отсутствовавший в городе длительное время. Его визит сразу вызвал массу негативных эмоций, как со стороны его давней подруги Софьи, так и ее отца.

По мере появления новых персонажей комедии, читатель не только видит их разнообразные характеры, но и постоянно слышит острые суждения молодого Чацкого в отношении каждого из гостей жилища Фамусова. Визитеры этого дома стараются превознести хозяина имения и нравы, царящие вокруг.

Юноша же полон современных взглядов и не только пытается отстоять собственную точку зрения, но и достучаться до остальных персонажей комедии. К сожалению, он остается непонятым, и все его суждения воспринимаются обществом Фамусова очень категорично, что и приводит в конце пьесы к грандиозному скандалу.

Главный герой произведения Александра Сергеевича

Для того чтобы понять не только смысл названия — «Горе от ума» — но и всю его сюжетную линию, достаточно обратить внимание на монологи главного персонажа — Чацкого — и оценить их. Именно в них присутствуют те пластические образы, которые хотел передать Александр Сергеевич. Он выражает те чувства и взгляды, какие интересуют его поколение.

Все фразы в комедии Грибоедова построены так, что создают видимость диалога между актером и зрителем. И главный смысл складывается не из того, что говорит персонаж, а как именно он это делает. Это имеет огромное значение для понимания любого драматического сюжета. В любом диалоге или монологе «Горя от ума» можно обнаружить как признаки ума персонажа, так и признаки глупости. И даже то величие ума, которое характерно для мудрецов.

И совершенно очевидно, что Чацкий — не рупор авторской идеи, а самостоятельный герой. А Александр Сергеевич Грибоедов – это человек, который напитал его мыслями и чувствами. Автор и персонаж не являются между собой единством. Поэтому смысл комедии для каждого читателя будет своим, в зависимости от его восприятия окружающей действительности.

Крушение надежд и иллюзий

В чем же заключается смысл финала? «Горе от ума» состоит из неожиданных открытий главных персонажей. Для кого-то это драма в личных отношениях, а для других — крушение собственных иллюзий и идеалов. Например, для Чацкого, попытавшегося вступить в борьбу с окружающим миром, трагичным открытием стал консерватизм общества, которое не собирается принимать новые политические и социальные взгляды персонажа.

И, несмотря на то, что Чацкий был изгнан из этого круга, который не пожелал менять ничего в своем привычном укладе, этот человек своими новаторскими идеями все-таки смог пробить значительную брешь в сознании общества. Но, к сожалению, как и все первопроходцы, был не понят, отвергнут и изгнан.

Самое замечательное произведение, которое создал Александр Грибоедов — «Горе от ума». Смысл этой комедии заключается в том, чтобы обрисовать читателю живые и реальные типы людей с их настоящими проблемами, конфликтами не только личными, но и общественными. Благодаря этому комедия не только стала популярна среди современников автора, но и продолжает оставаться актуальной для многих поколений.

Сатирическая комедия Грибоедова «Горе от ума» принесла бессмертие автору, пополнив золотой фонд русской классики. В пьесе «Горе от ума» смысл сюжета остается актуальным во все времена. Описывая жизнь и нравы дворянского общества, Грибоедов раскрывает несколько важных вопросов, волновавших прогрессивную общественность того времени. Глубокий анализ произведения поможет лучше понять мир ушедшей эпохи и уловить скрытый смысл комедии Грибоедова «Горе от ума».

Краткое содержание Горе от ума

В пьесе параллельно разыгрываются две сюжетные линии: любовная и социально-политическая. Вспомнив кратко содержание сатиры «Горе от ума», будет легче вникнуть в смысл и хитросплетения сюжета.

Главные герои произведения:

  1. Фамусов Павел Афанасьевич – богатый помещик, вдовец, придерживается старинных взглядов, не брезгует взятками, привык раболепствовать перед начальством.
  2. Софья – дочь Фамусова, наивна, доверчива, но одновременно может быть жестокой, безрассудной.
  3. Александр Чацкий – молодой дворянин, умный, образованный, с прогрессивными взглядами.
  4. Алексей Молчалин – секретарь Фамусова, отличается лицемерием, беспринципностью, готов на все, чтобы пробиться в высшее общество.
  5. Лиза – служанка Софьи, наперсница в любовных делах своей хозяйки.

Комедия состоит из 4 действий, события в которых разворачиваются на протяжении одного дня. Развязка наступает к 4 акту, раскрывая главный смысл произведения Горе от ума.

Действие 1

Чацкий, вернувшийся домой после 3-х летнего путешествия, пытается завоевать расположение Софьи, с которой у него ранее были романтические отношения, Но за время разлуки девушка успела полюбить Молчалина и тайно встречается с ним.

Действие 2

Чацкий заводит разговор с Фамусовым о дочери с намеком на женитьбу. Разговор выливается в спор по поводу службы. Фамусова возмущают вольнодумные речи Александра, не желающего выслуживаться.

Молчалин падает с лошади, и волнение Софьи выдает Чацкому ее чувства.

Действие 3

Александр решает откровенно поговорить с Софьей о чувствах. Девушка вначале отшучивается, а затем признается в любви к Молчалину.

К Фамусовым съезжаются гости на бал. Наблюдая за подобострастным поведением Молчалина, Чацкий насмехается над ним.

Уязвленная Софья заявляет одному из гостей, что Чацкий сошел с ума. Слух быстро распространяется, усугубляясь странными рассуждениями Александра о московском обществе.

К сведению! Толчком к написанию сатирической комедии стало посещение Грибоедовым светского вечера, на котором писателя посчитали сумасшедшим из-за осуждения им лицемерия и подобострастия, присущего высшему обществу.

Действие 4

После окончания бала Чацкий случайно слышит разговор Молчалина с Лизой. Тот признается в любви служанке и говорит о равнодушии к ее хозяйке.

Софья также все слышит и, разгневавшись, прогоняет возлюбленного. Чацкий упрекает девушку. Вошедший Фамусов удивлен тем, что дочь уединилась с человеком, которого сама же назвала безумцем.

Чацкий, раздавленный таким открытием, требует подать карету, намереваясь навсегда покинуть Москву.

Объяснение сюжета

Чтобы понять основной смысл произведения Горе от ума, нужно рассмотреть проблемы, затронутые автором.

Первый акт выдвигает на поверхность любовный конфликт. Но уже со второго акта становится ясно, что он показан для того, чтобы подчеркнуть основную мысль – противостояние взглядов разных представителей дворянства. Выразитель идей прогрессивной молодежи Чацкий в одиночку борется с косными взглядами общества «фамусовых».

В пьесе Горе от ума смысл заложен уже в самом названии. В заглавии вынесено два противоречащих друг другу понятия. Во времена Грибоедова «умниками» называли «вольнодумных» людей, носителей новых, передовых идей, что делало их в глазах окружающих «безумными».

К сведению! Сатирическая комедия Грибоедова была воспринята декабристами, как поэтическая декларация декабризма, переписывалась ими от руки и развозилась по провинции

Глубочайший смысл названия комедии Горе от ума в том, что именно из-за ума прогрессивные люди могли оказаться вне общества, обреченные на гонения. Искренние чувства, живая страсть, независимые мысли остаются непонятыми фамусовским обществом.

Горе от ума: смысл концовки

На протяжении всего сюжета показано развитие двух интриг, двух конфликтов. В отличие от завершившейся любовной истории, в Горе от ума смысл финала общественного конфликта, оставшийся открытым, вызывает множество вопросов.

Кто-то скажет, что Чацкий проиграл «фамусовым». Другие посчитают, что Александр не одинок, его поражение – временно. Пройдет время, передовые взгляды возьмут верх над «веком минувшим».

Дальнейшая судьба героя остается неизвестной. Этим автор хотел показать отсутствие развязки в общественном конфликте.

Возможно, главный смыл пьесы Грибоедова «Горе от ума», заключается в том, что человек, осмелившийся противостоять обществу, должен быть готов пожертвовать собой. И если, несмотря на все личные невзгоды, ему удалось сохранить свои принципы – честь и хвала такому человеку.

Попытки понять смысл произведения Горе от ума говорят о том, что пьеса заставляет задуматься читателя, сделать для себя определенные выводы. Книга не оставляет равнодушным никого, а цитаты из нее, ставшие «крылатыми фразами», многие используют в повседневной жизни.

Судьба человека: смысл повести, объяснение сюжета и концовки
«Гранатовый браслет» Куприна: соната настоящей любви
«Бежин луг» Тургенева: истории, рассказанные на ночь

/В. Белинский. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова. Второе издание. С.-П.-бург. 1839/

В 

Итак, в комедии нет целого, потому что нет идеи. Нам скажут, что идея, напротив, есть и что она — противоречие умного и глубокого человека с обществом, среди которого он живет. Позвольте: что это за новый Анахарсис, побывавший в Афинах и возвратившийся к скифам?.. Неужели представители русского общества все — Фамусовы, Молчалины, Софьи, Загорецкие, Хлестовы, Тугоуховские и им подобные? Если так, они правы, изгнавши из своей среды Чацкого, с которым у них нет ничего общего, равно как и у него с ними. <…> Нет, эти люди не были представителями русского общества, а только представителями одной стороны его, следственно, были другие круги общества, более близкие и родственные Чацкому. В таком случае зачем же он лез к ним и не искал круга более по себе? Следовательно, противоречие Чацкого случайное, а не действительное; не противоречие с обществом, а противоречие с кружком общества.

Где же тут идея? Основною идеею художественного произведения может быть только так называемая на философском языке В«конкретнаяВ» идея, то есть такая идея, которая в самой себе заключает и свое развитие, и свою причину, и свое оправдание и которая только одна может стать разумным явлением, параллельным своему диалектическому развитию. Очевидно, что идея Грибоедова была сбивчива и неясна самому ему, а потому и осуществилась каким-то недоноском. И потом: что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина — есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади… Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, — только не от ума, а от умничанья. Искусство может избрать своим предметом и такого человека, как Чацкий, но тогда изображение долженствовало б быть объективным, а Чацкий лицом комическим; но мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, и вышло бог знает что.

<…>Но если вычеркнуть места из монологов, где действующие лица проговариваются, из угождения автору, против себя, — это будут, за исключением Софьи, лица типические, характеры художественно созданные, хотя и не составляющие комедии своими взаимными отношениями; — не говорим уже о Репетилове, этом вечном прототипе, которого собственное имя сделалось нарицательным и который обличает в авторе исполинскую силу таланта.

Вообще «Горе от ум໠— не комедия в смысле и значении художественного создания, целого единого, особного и замкнутого в себе мира, в котором все выходит из одного источника — основной идеи и все туда же возвращается, в котором поэтому каждое слово необходимо, неизменимо и незаменимо; в котором все превосходно и ничего нет слабого, лишнего, ненужного, словом — в котором нет достоинств и недостатков, но одни достоинства. Художественное произведение есть само себе цель и вне себя не имеет цели, а автор «Горя от ума» ясно имел внешнюю цель — осмеять современное общество в злой сатире, и комедию избрал для этого средством. Оттого-то и ее действующие лица так явно и так часто проговариваются против себя, говоря языком автора, а не своим собственным; оттого-то и любовь Чацкого так пошла, ибо она нужна не для себя, а для завязки комедии, как нечто внешнее для нее; оттого-то и сам Чацкий — какой-то образ без лица, призрак, фантом, что-то небывалое и неестественное.

Но как не художественно созданное лицо комедии, а выражение мыслей и чувств своего автора, хотя и некстати, странно и дико вмешавшееся в комедию, сам Чацкий представляется уже с другой точки зрения. У него много смешных и ложных понятий, но все они выходят из благородного начала, из бьющего горючим ключом источника жизни. Его остроумие вытекает из благородного и энергического негодования против того, что он, справедливо или ошибочно, почитает дурным и унижающим человеческое достоинство, — и потому его остроумие так колко, сильно и выражается не в каламбурах, а в сарказмах. И вот почему все бранят Чацкого, понимая ложность его как поэтического создания, как лица комедии, — и все наизусть знают его монологи, его речи, обратившиеся в пословицы, поговорки, применения, эпиграфы, в афоризмы житейской мудрости. Есть люди, которых расстроенные или от природы слабые головы не в силах переварить этого противоречия и которые поэтому или до небес превозносят комедию Грибоедова, или считают ее годною только для защиты каких-то рож, подверженных оплеухам.

В 

в–єЧитайте также другие статьи критиков о комедии «Горе от ума»:

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/analiz-proizvedeniya-griboedova.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-knigi-gore-ot-uma/
  • https://fb.ru/article/161420/v-chem-smyisl-nazvaniya-gore-ot-uma-komedii-griboedova
  • https://o-smysle.ru/knigi/gore-ot-uma-smysl.html
  • https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/56-analiz_komedii_griboedova_gore_ot_uma/stages/2197-ideya_i_smysl_komedii_gore_ot_uma.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт