Содержание
- 1 План
- 2 Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»
- 3 Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе
- 4 Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
- 5 Внесценические персонажи комедии
- 6 Выводы
- 7 Краткое содержание
- 8 Образ Фамусова
- 9 Идеал дворянина — Скалозуб
- 10 Роль Молчалина
- 11 Другие персонажи
- 12 Конфликт с Чацким
- 13 Еще тесты
- 14 Читайте также
- 15 Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» Грибоедова
- 16 Павел Афанасьевич Фамусов
План
- Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»
- Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе
- Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
- Внесценические персонажи комедии
- Выводы
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»
Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.
В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».
Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе
Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»
Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.
Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.
Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.
Внесценические персонажи комедии
Выводы
Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.
Краткая характеристика фамусовского общества и описании идеалов его представителей помогут ученикам 9 классов при написании сочинения на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>
- <label>В 17 веке;</label>
- <label>В 18 веке;</label>
- <label>В 19 веке;</label>
- <label>В 20 веке.</label>
(новая вкладка)Содержание:
Краткое содержание
Основная мысль произведения Грибоедова заключается в высмеивании образа жизни дворянства XIX столетия. Действующие лица:
- Павел Фамусов — дворянин, считает чины и богатство главным в жизни;
- Софья — его дочь;
- Лиза — крепостная служанка;
- Молчалин — секретарь Фамусова, возлюбленный Софьи;
- Скалозуб — полковник, потенциальный жених дочери Фамусова;
- Чацкий — друг детства девушки, представитель нового поколения.
Комедия начинается с того, что Лиза появляется в комнате Софьи. Девушка провела ночь вместе с возлюбленным — секретарем ее отца Молчалиным. Павел Фамусов на пороге комнаты своей дочери заигрывает со служанкой, а позже сталкивается со служащим. Ему непонятно, что секретарь может делать в его доме так рано.
Лиза напоминает Софье о ее прошлом избраннике — Чацком, который сейчас путешествует. Но барышня считает его только другом. Неожиданно молодой человек появляется в доме Фамусовых. Он нелестно отзывается о секретаре, спрашивает о знакомых, жизнь которых кажется ему смешной. Софью задевает этот разговор. Чацкий уезжает к себе домой, но во второй половине дня возвращается.
Вечером у Фамусовых собирается московское аристократическое общество. Среди них полковник Скалозуб, властная старуха Хлестова, Загорецкий, князь Тугоуховский, супруги Горичи. Чацкий продолжает говорить о некоторых из них в саркастическом тоне, что раздражает Софью. Девушка говорит одному из гостей, что молодой человек не в своем уме. Новость эта быстро распространяется среди компании и обрастает домыслами и нелепыми слухами.
Позже появляется еще один дворянин, Репетилов, он приглашает Чацкого вступить в «союз решительных людей», но тот отказывается, ведь знает характер своего приятеля. Новоприбывшему все рассказывают, что его друг уже давно выжил из ума. Чацкий все это слышит и беспокоится о том, знает ли Софья о сплетнях. В это время Молчалин признается Лизе, что ухаживает за барышней только ради укрепления своего положения. На самом деле он давно влюблен в крепостную. Софья слышит этот диалог и требует от секретаря немедленно покинуть его должность и дом ее отца.
Чацкий обличает девушку в ее коварстве и сочинении небылиц, на шум сбежалось все гости и Фамусов. Узнав правду, он грозится выслать дочь к ее тетке, а служанку отправить работать птичницей. Молодой путешественник смеется над собственной недальновидностью и идеалами фамусовского общества, в котором ему трудно сохранять здравый рассудок. А хозяин дома озабочен только тем, что же скажет княгиня.
Образ Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов — главный защитник старого порядка. У него влиятельный чин, богатство, хорошее положение в обществе. Все действие комедии происходит именно в его доме. Его образ олицетворяет все черты дворян XIX столетия.
Ценности аристократов того времени:
- деньги;
- достижения на службе;
- полезные знакомства и связи.
Личные качества не имеют никакого значения. Фамусов так и говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара» (цитата из произведения). Как и все московские аристократы, он хочет заполучить богатого зятя. Даже характер потенциального жениха ему не важен, молодому человеку достаточно иметь две тысячи душ в подчинении.
Жизнь Фамусова расписана по часам, при этом он каждый день проводит в праздности. В его календаре обозначены только крестины, поминки и званые обеды. Да и к службе своей он относится легкомысленно: не читает документы, которые подписывает, не разбирается в бухгалтерских подсчетах и таблицах.
Осуждается в комедии и привычка дворянства брать на работу только родственников и знакомых. Не важны образование и уровень просвещения человека, все равно должность займут «детки свояченицы или сестрины». Именно в хозяине дома есть все черты, что объединяют представителей фамусовского общества. Это презрение к бедным и незнатным, привычка преклоняться перед богатыми и властными, высмеивание образованности и нравственных ценностей.
Идеал дворянина — Скалозуб
Полковник Скалозуб — желанный зять для Фамусова. Именно за него он хочет отдать Софью. Это глупый солдафон, но он метит в генералы. Для хозяина дома мужчина — источник золота и полезных связей. Именно благодаря знакомствам Скалозуб добился своего звания, сам он для этого ничего не сделал.
Полковник поддерживает всех своих друзей и родственников, что очень радует Фамусова. Двоюродный брат Скалозуба благодаря его покровительству быстро продвинулся по службе. Но когда его хотели наградить высоким званием, он все бросил и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Скалозуб и Фамусов осудили такое поведение и не смогли его понять. Ведь для них жизненной целью являются высокие чины и положение в обществе, богатство и полезные связи.
Роль Молчалина
В обществе Фамусова есть и дворяне низших чинов. К таким относится Молчалин. Своим раболепием и терпеливостью он пытается добиться признания старшего поколения. Молодой человек проявляет подобострастное отношение к богатым аристократам, он готов им прислуживать, боится лишний раз даже поднять взгляд.
Сначала он кажется просто молчаливым и скромным воздыхателем Софьи. Позже становится понятно, что он не испытывает искренних чувств к девушке. Молчалин опасается проявления любви с ее стороны, боится острых языков. Он изображает любовника барышни ради того, чтобы ее отец относился к нему снисходительно.
С самого детства родители внушали ему необходимость преклонения перед богатыми, поэтому он стремится угождать начальству, боится столкновения интересов и предпочитает молчать. Пока у молодого человека нет высокого чина, он зависит от других. По этой причине Молчалин старается всем угодить и заслужить похвалу.
Другие персонажи
Есть в комедии и другие персонажи, которые попадают под характеристику фамусовского общества. Это товарищи хозяина дома:
- Максим Петрович;
- Татьяна Юрьевна;
- Кузьма Петрович.
Автор добавил внесценических героев для того, чтобы можно было сравнить нравы и поведения разных представителей дворянства. Максим Петрович является дядей Фамусова. Он умеет льстить начальству, за что и получил высокий чин. Это качество имеет большое значение в глазах аристократов. Мужчина ради развлечения императорского двора согласился выставить себя на посмешище, что не смутило Фамусова. Напротив, аристократ считает это проявлением смышлености, ведь после такого поведения дядя получил множество подчиненных и орденов.
Вспоминает хозяин дома и покойного Кузьму Петровича. Этот человек также не боялся унизиться ради улучшения своего материального положения. Его характер можно узнать по краткому описанию: сам он был богат и на богатой был женат. Упоминается также еще одна влиятельная особа — Татьяна Юрьевна. Она занимает ведущую позицию в обществе, с ней каждый дворянин хочет подружиться. Все ее товарищи и родственники — должностные лица и чиновники, поэтому общение с ней выгодно.
Дополнительные персонажи помогли Грибоедову более ярко описать характеры аристократов, показать их ценности, преимущества над бедными и особые права.
Конфликт с Чацким
В комедии описан конфликт между фамусовским обществом и Чацким. Различие между образованным молодым человеком и аристократами очевидно. Честный путешественник легко находит общий язык с другими открытыми людьми, а в Москву он приехал только ради Софьи.
Но его поразили сильные перемены в общественном строе. Его возлюбленная стала холодной, раздражительной. Все общие воспоминания она называет детскими, возвращать прежний характер и интересы девушка не собирается. После первого разочарования наступило второе: Чацкому пришлось познакомиться с аристократами в доме Фамусова.
Он начал отстаивать общечеловеческие принципы, приводить сравнительный анализ ценностей, разговаривать с дворянством на темы новой жизни и любви. Образ существования он обсуждает с Фамусовым, пытаясь доказать, что не всегда нужно следовать советам отцов.
Хозяин дома не понимает его, он настаивает на необходимости службы и богатства. Чацкий не разделяет это мнение, из-за чего весь дворянский класс ополчился против него. Общество высмеяло его, объявило сумасшедшим. Но молодой человек не побоялся и дальше говорить о своих ценностях, он обвиняет аристократов в лицемерии и лжи. Он высмеял пороки общества, пытался доказать, что поклоняться всему иностранному нелепо, ведь можно верно служить отечеству. Никто не стал его слушать, поэтому Чацкому пришлось покинуть Москву.
Грибоедов с помощью сатиры в изображении фамусовского общества показывает дворянство, которое боится прогресса и всего нового. Аристократы думают, что любые изменения станут угрозой материальному благополучию и счастью. Но и в их обществе уже возникли противоречия, которые позже приведут к тому, что ценности сменятся новыми.
Еще материалы по комедии А.C. Грибоедова «Горе от ума»:
Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
«Мильон терзаний» — краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии «Горе от ума»
Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума»
Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный»
Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
«Горе от ума» — краткое содержание пьесы А. С. Грибоедова
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» — это настоящая галерея живых ярких образов.В этой статье представлено описание фамусовского общества в комедии «Горе от ума» Грибоедова: характеристика московского общества и его типичных представителей. Смотрите: — Краткое содержание пьесы— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» Грибоедова
«Комедия «Горе от ума» прежде всего замечательна, как художественная картина русского общества двадцатых годов нынешнего столетия, представленная в целом ряде живых типов, между которыми Фамусов является, так сказать, центральной фигурой.По своему общественному положению Фамусов — богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и тому подобных предметах. Так же смотрел на службу и Фамусов, и поэтому он боится, чтобы не накопилось много бумаг, говоря Молчалину:
«…А у меня, что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой…»
Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах, о чем он приказывает своему лакею Петрушке записывать в календарь, серьезно думая, что занят весьма важным делом. В службе Фамусов на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными — вот те средства, которые он совершенно искренно рекомендует каждому молодому человеку, желающему служить. Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, «сгибался в перегиб» и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава. Искательство и низкопоклонство настолько вошли в плоть и кровь Фамусова, чтобы он не может понять безнравственности подобных средств и называет Чацкого карбонарием, то есть бунтовщиком, опасным человеком, за то, что тот отнесся к ним с насмешкой. Фамусов держит Молчалина за его деловитость, но вообще окружает себя на службе родственниками, о чем откровенно признается Скалозубу:
«…При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку!..»
Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении. Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь. Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство. Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы, как выразился Чацкий:
«…набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле?..» <…>
Свои родительские обязанности Фамусов старается показать и в заботливости о замужестве дочери; но и здесь обнаруживает те же ложные понятия, которые господствовали во всем светском обществе тогдашней Москвы:
«…Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених…»
«Кто беден, тот тебе не пара», замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом. Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не самим поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве. Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий. К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни. По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества. Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости — вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что:
«…Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья…»
И Молчалин старается беспрекословно применять к делу отцовское наставление: не чувствуя никакого расположения к Софье, он ухаживает за ней только потому, что она дочь его начальника; гладит собачку Хлестовой, играет с этой старухой в карты в надежде на то, что при случае она замолвит за него словечко близким ей влиятельным особам. Кроме лести в Молчалине представлена еще одна комическая черта: он отказывается иметь свои собственные суждения о предметах, мотивируя это тем, что молод и в небольших чинах, и глупо гордится двумя своими талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин — это типический представитель того разряда глупых, но практически ловких дельцов и плутов, которые ради личного интереса и расчета способны на всякую низость. Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:
«…И золотой мешок, и метит в генералы…» <…>
И действительно, глупость — особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию. Фамусов в одном месте комедии говорит:
«…Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед…»
И в самом деле, на вечер к нему съезжаются люди разнообразных положений, взглядов и профессий, люди, образующие собою замечательную галерею всевозможнейших отступлений от нормальной духовной жизни. … Грибоедов изображает Горича, Загорецкого, Репетилова и других. Недавно бодрый и живой человек, Горич теперь, по выражению Чацкого:
«…Муж‑мальчик, муж‑слуга, из жениных пажей…»,
то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга. Загорецкий — шулер и картежник; он ухаживает за дамами, сообщает им разные новости, но с единственной целью при посредстве их … найти доступ в общество, где бы ему можно было применить на практике свои шулерские замыслы. Для Загорецкого не существует понятия о чести о благородстве; он, например, ничуть не смущается, когда Горич рекомендует его как плута, сплетника и шулера… Комизм характера Загорецкого выражается, между прочим, и в том еще, что в беседе с Репетиловым … он выставляет себя ужасным либералом, много пострадавшим за прямоту и смелость своих мнений и взглядов. В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью. <…> Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова… . Репетилов — кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается… В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то «секретнейшему союзу», в котором, по его словам, принимает участие «сок умной молодежи». Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне… <…> Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей. Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни… Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Грибоедова.
«…От скуки я взяла с собой // Арапку девку да собачку…» <…>
Княгиня Тугоуховская ездит по балам, чтобы ловить женихов для своих шести дочерей. Завидев Чацкого, она приказывает глухому мужу звать его к себе на вечер, но когда узнает, что Чацкий не богат и не камер-юнкер, то кричит:
«…Князь, князь! Назад!..»
А княжны, как только встречаются с Натальей Дмитриевной, так и начинают болтать о нарядах. Весьма типична графиня бабушка. Это еле дышащая, ветхая, глухая старушка… тем не менее она приезжает к Фамусову на вечер ради своей внучки, старой девы, которая, однако, потеряла уже надежду иметь жениха и находит утешение только в том, что вымещает свою злобу на знакомых девицах помоложе ее. Светская пустота в соединении с приторной сентиментальностью прекрасно олицетворяются в личности Натальи Дмитриевны Горич. По наружности это очень добрая и милая особа; она внимательна к своему мужу, заботится о его здоровье, умоляет его отойти подальше от двери, чтобы не простудиться, и называет его не иначе как «мой прелестный муж». В действительности Наталья Дмитриевна воплощенное лицемерие: она помыкает своим мужем, заставляет его ради собственного удовольствия дежурить за полночь, пускаться по команде в пляс и мало того, ставит его даже ниже лакея. Все указанные выше женские типы относятся к разряду второстепенных, главным же лицом, героиней всего произведения является дочь Фамусова Софья. Многие черты этого характера объясняются с одной стороны ненормальным воспитанием, которое получали девицы в то время, с другой — дурным примером среды, в которой им приходилось жить. Французские книжки сентиментального направления, фортепиано, танцы и стихи — вот какого рода предметы полагались в основу женского образования в те времена. Отцы и матери не могли или … не находили досуга сами заниматься воспитанием своих дочерей и всю заботу об этом возлагали на наемных гувернанток, которых прекрасно характеризует … мадам Розье… Само собой разумеется, что подобного рода воспитание не могло иметь хорошего влияния. <…>… Софья, хотя она далеко выше и по уму и сердцу других женщин своего круга, должна была подвергнуться влиянию тех же условий жизни. Лишившись матери и находясь на попечении отца, который тяготился взрослой дочерью… Софья воспитывается под надзором наемной француженки, не имевшей, разумеется, никакого призвания в педагогической деятельности. Единственным средством для умственного развития Софьи были сентиментальные французские романы, из которых она и почерпала свои воззрения на жизнь и людей; но эти романы не давали ей никаких положительных знаний, ни учились ее мыслить, а, напротив… возбуждали праздную мечтательность. …Вот ее выбор падает на Молчалина. Увлекшись им, Софья в своей слепоте не замечает вовсе, насколько нравственно низок любимый ею человек; напротив, она находится в нем большие достоинства, которые ей нравятся: застенчивость, робость, редкое смирение. <…> Софья, без сомнения, ошиблась в своей любви… Заблуждения Софьи — это плоды влияния окружающей ее среды, где… господствовали ложь и отсутствие всякого намека на идеи и убеждения. По природе своей Софья стоит неизмеримо выше других женщин. Наивны, без сомнения, ее отношения к Молчалину, но в любви ее к этому человеку много искренности. Ей нельзя также отказать и в уме, по крайней мере, она менее, чем другие, конфузится от речей Чацкого, нередко весьма находчиво и ловко возражает на его сарказмы… …Таким образом… комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев. Если исключить Софью и Чацкого… то все остальные лица представляют … толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма.» (С. Бураковский, книга ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», глава «Фамусов и его кружок», 1891 г.)Это было описание фамусовского общества в комедии «Горе от ума» Грибоедова, характеристика типичных представителей московского общества. Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»
[toggler title=”Открыть список из 10 героев (по клику)” ]Меню статьи:
[/toggler]
Павел Афанасьевич Фамусов
Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению. Он состоит на гражданской службе в должности управляющего. Фамусов уже состоявшийся чиновник – он окружил себя родственниками в делах службы, такое положение вещей позволяет ему совершать необходимые бесчинства на службе и не бояться понести за это наказание. Так, например, он официально оформляет Молчалина работником архива, но это всего лишь теоретически, на самом деле, Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова.
Павел Афанасьевич не брезгует взятками, ему нравятся люди, готовые выслуживаться перед своим начальством.
Семейная жизнь Фамусова также сложилась не самым худшим образом – он был дважды женат. От первого барка у него есть дочь Соня. Фамусов всегда активно принимал участие в ее воспитании, но делал это не из-за своих убеждений, а потому, что так было принято в обществе.
На момент повествования она уже взрослая девушка на выданье. Однако Павел Афанасьевич не спешит выдать дочку замуж – он хочет подобрать для нее достойного кандидата. По мнению Фамусова, это должен быть человек значительного финансового обеспечения, который состоит на службе и стремится получить повышение.
Финансовое положение человека становится мерилом значимости его в обществе и благородства в глазах Фамусова. Он отвергает значимость науки и образования. Фамусов считает, что образованность не приносит должных положительных результатов – это всего лишь пустая трата времени. По этому же принципу он определяет значимость искусства в жизни человека.
Предлагаем ознакомиться с образом Фамусова – главного героя комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.
Фамусов обладает сложным характером, он склонен к конфликтам и ссорам. Слуги его часто страдают от неправомерных нападок и брани со стороны своего хозяина. Фамусов всегда найдет к чему придраться, поэтому ни один день его не обходится без ругани.
Фамусов руководствуется основными физиологическими потребностями организма: утолением голода и жажды, потребности во сне и отдыхе, исходя из этой позиции ему сложно принять и понять достижения интеллектуального характера.
Для Фамусова не важен моральный облик человека. Сам он часто отступает от норм гуманности и морали и не считает это чем-то страшным, правильнее сказать, что он даже не задумывается о моральной стороне своих поступков, для Фамусова важно достижение его цели, неважно каким путем.
Его мало заботит, как обстоят дела на службе – большую значимость для Фамусова представляет необходимость и график его визитов к другим дворянам. Такое положение вещей в первую очередь связано с его служением чиновникам, а не делу – другими словами, для Фамусова не важно качество и продуктивность его работы – он считает, что умение угодить вышестоящему чиновнику важнее, чем хорошо выполненная работа.
Алексей Степанович Молчалин
Алексей Степанович Молчалин – простой человек по происхождению, он приобретает звание дворянина с помощью Фамусова.
Алексей Степанович – человек бедный, но его богатство состоит в умении выслужиться и угодить своему начальнику. Именно благодаря этим умениям Молчалин настраивает Фамусова благосклонно по отношению к себе. Алексей Степанович по бумагам числиться работником архива государственного учреждения, в котором Фамусов служит управляющим. Однако, фактически это не так. Молчалин выполняет обязанности личного секретаря Фамусова, а к работе в архиве не имеет никакого отношения – такое оформление было стратегически важным ходом – Фамусов экономит на зарплате своего секретаря (ему выплачивает за это государство). Молчалин же не противится такому положению вещей, благодаря фиктивному оформлению
Молчалин совершает карьерный рост и даже получил дворянский чин. Больше всего на свете Алексей Степанович желает стать полноценным членом фамусовского, а значит, аристократического, общества.
Он готов заплатить за это любую цену. Для этого Молчалин все время старается угодить Фамусову, «играет в любовь» с его дочерью Соней и даже ходит по дому Фамусова на цыпочках, чтобы не потревожить домочадцев.
Как бы ни старался Молчалин, но его истинные желания время от времени прорываются наружу. Так, например, он ухаживает за Соней Фамусовой, но при этом испытывает настоящее чувство к служанке Лизе.
Софья Павловна Фамусова
Софья Павловна Фамусова – дочь Павла Афанасьевича Фамусова – важного чиновника и дворянина. Соня рано потеряла мать, ее воспитанием занимался отец, а затем французская гувернантка. Софья получила базовое образование в домашних условиях, также она умела хорошо танцевать и играть на музыкальных инструментах – фортепиано и флейте. На момент повествования ей 17 лет – она девушка на выданье.
Дорогие школьники! На нашем сайте вы можете ознакомиться с материалами для сочинений по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Отец питает надежду, что ее будущим мужем станет Скалозуб, однако сама же Софья не имеет предрасположенности к этому грубому и невежественному человеку.
По мнению Чацкого у Сони есть потенциал для развития гуманистического начала, однако влияние на дочь отца и его ошибочных взглядов постепенно его снижают.
Сергей Сергеевич Скалозуб
Сергей Сергеевич Скалозуб – богатый военнослужащий, в чине полковника. В обществе его имя автоматически считается синонимом мешку с золотом – настолько велико его финансовое обеспечение. Полковник – типичный представитель аристократии, ведущий активную светскую жизнь, он постоянный гость балов и званых обедов, его часто можно видеть в театре или за карточным столом.
Он обладает заметной внешностью – рост его велик, а лицо не лишено привлекательности. Однако весь облик знатного человека московского общества портится его необразованностью и глупостью. Цель в жизни Скалозуба – дослужиться до звания генерала, с чем он успешно справляется, но не доблестной службой, а деньгами и связями. Однако нельзя и не брать во внимание тот факт, что Скалозуб принимал участие в военных походах, например, в компании против Наполеоновских войск и даже имеет несколько военных наград. Скалозуб, подобно Фамусову, не любит чтение книг и считает их всего лишь предметом интерьера.
При этом всем он неприхотливый человек, он мало обращает внимание на символичность и атрибутивность. Фамусов надеется, что Сергей Сергеевич станет ему зятем. Сам же Скалозуб не прочь жениться, но ситуацию усложняет неприязнь Сони и ее влюбленность в Молчалина.
Анфиса Ниловна Хлестова
Анфиса Ниловна Хлестова – свояченица Фамусова, а значит тетка Соне Фамусовой. Она также принадлежит к потомственным дворянам. На момент повествования она – женщина преклонного возраста – ей 65 лет. Вопрос о семейной жизни Хлестовой – спорный. С одной стороны есть намеки в тексте, на наличие у нее семьи и детей, с другой же стороны, Чацкий называет ее девушкой, в значении старой девы. Вполне вероятно, что Александр применяет в этой ситуации сарказм и на самом деле Хлестова – замужняя женщина.
Платон Михайлович Горич
Платон Михайлович Горич – дворянин по происхождению, хороший друг Фамусова. Всю свою жизнь он посвятил военной карьере и ушел в отставку о должности офицера. Еще недавно он был крепким и активным человеком, но выйдя в отставку стал вести размеренный и ленивый способ жизни, что негативно сказалось на его здоровье.
Он женатый человек. Женой его стала молодая женщина Наталья Дмитриевна. Однако счастья Горичу женитьба не принесла, даже наоборот, он чувствует себя несчастливым человеком и искренне жалеет о том времени, когда он был свободным и независимым от семейной жизни. Горич – подкаблучник, он все время подчиняется желанием жены и боится ей противоречить. Наталья Дмитриевна постоянно контролирует и опекает своего мужа, что раздражает Платона Михайловича, но он молча подавляет в себе негодование.
Антон Антонович Загорецкий
Князь и княгиня Тугоуховские
Княгиня Тугоуховская активно командует своим мужем, который беспрекословно выполняет все ее требования и приказы.
Князья Тугоуховский часто выезжаю в свет, чтобы найти достойного мужа для своих дочерей. Князь с княгиней считают, что в качестве зятя им может подойти только очень состоятельный человек, поэтому они приглашают к себе в гости только очень богатых людей.
Княгиня Тугоуховская в унисон всему фамусовскому обществу поддерживает мнение об абсурдности образования и науки. Ее мерилом значимости человека, как и в случае с Фамусовым становятся чины и материальное обеспечение человека, а не моральность и честность его поступков. Подобно многим аристократам, княгиня любит поиграть в карты, но не всегда у нее получается поиграть себе в пользу – проигрыши не единичное явление в жизни княгини.
Максим Петрович
Максим Петрович является дядей Павла Афанасьевича Фамусова. На момент повествования его уже нет в живых. Однако его смекалка и находчивость позволила этому человеку надолго закрепиться в воспоминаниях аристократии и стать предметом для подражания.
Максим Петрович состоял при дворе Екатерины II. Его материальная база была настолько велика, что позволила ему содержать у себя около ста слуг.
Репетилов
Господин Репетилов – давний знакомый Чацкого. У него очень много недостатков, но при этом всем он добрый и положительный человек.
Репетилов не обладает никакими талантами – он обычный человек, в свое время он начинал реализовывать себя в качестве гражданского чиновника, но ничего толкового из этого не получилось и Репетилов оставил службу. Он очень суеверный человек. Репетилов постоянно обманывает людей и врет. Окружающие знают об этой склонности молодого человека и высмеивают это его качество.
Репетилов не знает меры в выпивке и часто напивается до мертвецкого состояния. Он обожает балы и званые обеды. Репетилов осознает свои пороки и негативные черты характера, но при этом не спешит меняться. Он считает себя глупым и неуклюжим человеком, это соответствует действительности. Репетилов питает отвращение к чтению книг. Репетилов – женатый человек, но как муж и отец он не состоялся – он часто обманывал свою жену и пренебрегал своими детьми. Репетилов – имеет слабость к карточным играм, но при этом в картах ему очень не везет – он постоянно проигрывается.
Таким образом, фамусовское общество представляет собой симбиоз старых консервативных взглядов и необразованности. Представители этой категории все малообразованные – они считают, что науки не приносят пользы обществу и поэтому уровень личной образованности и образованности окружающих их мало интересуют. В отношении к другим людям они редко когда бывают сдержаны и толерантны (если это не касается людей равного положения с ними в социальной и финансовой сфере или таких, которые находятся на ступень или несколько выше). Все представители фамусовского общества преклоняются перед чинами, но при этом не все они карьеристы – лень становится частой причиной отсутствия у этих аристократов желания приступать к службе или же качественно выполнять свою работу.
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/famusovskoe-obschestvo-v-komedii.html
- https://nauka.club/literatura/famusovskoе-obshchestvо.html
- https://www.literaturus.ru/2016/07/famusovskoe-obshhestvo-gore-ot-uma-griboedov.html
- https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-famusovskoe-obshchestvo.html