Эпоха Просвещения: «золотой век утопии»

Философия, политика, наука и общественные отношения в Европе были радикальным образом пересмотрены в течение всего XVIII века в рамках направления, которое с легкой руки его представителей было названо эпохой Разума или просто Просвещением. Деятели Просвещения не только в Великобритании, Франции, но и по всей Европе поставили под сомнение традиционные ценности и выдвинули идею о том, что общество может быть улучшено с помощью рациональных преобразований.

Благодаря Просвещению мир увидел множество произведений, изобретений, научных открытий, правовых документов, войн и восстаний. Две революции, Американская и Французская, непосредственно были вдохновлены идеалами Просвещения и, как следствие, ознаменовали пик его влияния и начало упадка. В конечном итоге Просвещение уступило место новому столетию и направлению — романтизму XIX века.

Просвещение: ранний период (1685−1730 годы)

Первыми ласточками эпохи Просвещения в XVII веке стали английские философы Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс, французский мыслитель Рене Декарт и ведущие представители натурфилософии эпохи ВозрожденияГалилео Галилей, Иоганн Кеплер и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Исторические корни эпохи восходят к 1680-м годам, когда в Англии свет увидел фундаментальный труд Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», а Джон Локк в 1690 году опубликовал свой «Опыт о человеческом разумении». Эти две работы предоставили научный, математический и философский инструментарий для основополагающих результатов Просвещения.

2438517610e2e808fae6b84271067a6c.jpg
Джон Локк. Источник: thoughtco.com

В 1784 году немецкий мыслитель Иммануил Кант в эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» дал определение эпохи следующей фразой: «Дерзайте знать! Имейте мужество использовать свой собственный разум!».

Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путем накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории предоставили мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.

И все же всеохватывающего, единого Просвещения в XVIII столетии не было. Зато были французский, шотландский, английский, немецкий, швейцарский и американский века Разума. Часто мыслители высказывали диаметрально противоположные взгляды. Так, например, Локк отличался от Юма, Вольтер от Руссо, Фридрих Великий от Томаса Джефферсона. И все же эти прения и разногласия базировались на общих темах Просвещения — рациональном осмыслении и вере в исторический прогресс.

Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения

Впитавшее в себя идеи и воззрения французских мыслителей, Вольтера, Руссо, Монтескье, Бюффона, Дени Дидро, Высокое Просвещение получило характеристику, которая была дана знаковому его произведению, «Философскому словарю» Вольтера, — хаос ясных идей. Труд просветителя, в массе статей критикующий религию и церковь, подвергся осуждению со стороны теологов и властей. «»Философский словарь» — это чаша, из которой все состояния и все возрасты отравляются ядом безбожия…», — писал о произведении аббат Шодон. Словарь включили в «Индекс запрещенных книг» и приговорили к сожжению. Однако это только укрепило его популярность. Сочинение стало широко распространяться не только во Франции, но и за ее пределами.

Еще одним знаковым изданием этого периода стала «Энциклопедия» Дени Дидро, в которой ведущие фигуры эпохи объединили свои усилия с целью создания крупнейшего сборника человеческих знаний, проводника новых идей.

4c70f852b173c018da6903ac8a45981e.jpg
Фридрих Великий и Вольтер, около 1800 года. Источник: regnum.ru

XVIII столетие стало периодом просвещенных монархов, таких как Фридрих Великий, который, согласно его высказыванию, позволял подданным «рассуждать сколько угодно и о чем угодно, только повиноваться»; и просвещенных революционеров, таких как Томас Пейн и Томас Джефферсон, который в своей Декларации независимости отразил философско-правовые воззрения Джона Локка.

Это был век упадка веры и заката влияния церкви. Джон Локк вместе с французским мыслителем Пьером Бейлем всецело отдался идее отделения последней от государства. Под натиском научного мировоззрения и рационализма христиане стремились изменить свои взгляды, а деисты и материалисты приводили ряд научных аргументов в попытке доказать, что Вселенная сама, без вмешательства Бога, определяет свой курс. Эпоха Просвещения стала временем расцвета тайных обществ. Франкмасоны, розенкрейцеры, иллюминаты, преследуя цель — «перевернуть мировую духовную систему», предлагали своим членам новую систему морали, общение в братской среде, эзотерические обряды и церемонии. Для распространения просветительских идей были созданы новые интеллектуальные площадки — городские кофейни, аристократические салоны, литературные гостиные.

Французская революция — вершина Позднего Просвещения

Великая французская революция, начавшаяся в 1789 году, стала кульминацией Позднего Просвещения. Проходившая под девизом «Свобода, равенство, братство», она привела не только к смене старого порядка новым, но и к массовому террору, который показал всю несовершенность идей Просвещения. И все же главная цель революции — эгалитаризм — вызывала восхищение (например, у матери писательницы «Франкенштейна» Мэри Шелли, феминистки Мэри Уолстонкрафт) и вдохновляла страны на борьбу за независимость.

Взятие Бастилии, 1789 год. Источник: fr. wikipedia.org

XVIII век уступил место веку XIX. Просвещенный рационализм сменился необузданным романтизмом, который, как и другие течения, либерализм, классицизм, модернизм, в большом долгу перед мыслителями эпохи Разума.

Век Просвещения – одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, характеризующаяся развитием общественной, философской и научной мысли. В основе этого мощного идейного движения лежали свободомыслие и рационализм, а деятели Просвещения видели в знаниях мощный двигатель прогресса всего человечества.

Годы века Просвещения

Просвещение – это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители – это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в XVIII веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углубляющийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви – важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Эпоха Просвещения и ее элементы сказались и на истории России. Екатерина II вела переписку с французскими просветителями, заимствовала их идеи и предложения и внедряла в свои реформы. Поэтому период правления императрицы назван в истории “Просвещенный абсолютизм”. В духе просвещения Екатерина воспитала своего любимого внука Александра, который в 1801 году станет императором. В 1802 году Александр I создаст Министерство народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Главное отличие культуры века Просвещения – доступность знаний для всех слоев общества. Ведущие мыслители полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. В это и заключается рационализм – доминирование разума в поведении людей.

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В XVIII столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье – оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Самой популярной комедией XVIII столетия стало произведение Бомарше «Женитьба Фигаро». В этой пьесе нашли отражения все настроения общества, которое крайне негативно относилось в абсолютной монархии.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса.

Что мы узнали?

При изучении темы «Век Просвещения» мы узнали, как в обществе возникло новое идейное течение и почему 18 век называют эпохой Просвещения. Мы выяснили, в чем заключалась основная идея просветительского движения, как оно повлияло на развитие научной мысли и искусства в Европе и в России.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    В каком веке развились просветительские идеи?</h3>

    • <label>XVI веке</label>
    • <label>XVII веке</label>
    • <label>XVIII веке</label>
    • <label>XIX веке</label>

(новая вкладка)

Тест по истории Великие просветители Европы 7 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 6 заданий.

Вариант 1

А1. Начало эпохи Просвещения относится к

А2. Мыслители эпохи Просвещения

A3. Просветители, так же как и деятели эпохи Возрождения

А4. Кто является автором высказывания?

…чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении… остальное сделает естественный ход вещей.

А5. Деятели эпохи Просвещения выражали идеи общественного класса

В1. Какие положения характеризуют взгляды просветителей? Выберите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте.

Вариант 2

А1.«Веком Разума» называют

А2. Мыслители эпохи Просвещения 1) Я. Гус, Ф. Бэкон 2) Д. Дидро, Вольтер 3) Ф. Рабле, У. Шекспир 4) Дж. Бруно, И. Ньютон

A3. Просветители, в отличие от деятелей эпохи Возрождения

А4. Кто является автором высказывания?

Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих.

А5. Идеи просветителей

В1. Какие идеи выдвинули просветители? Выберите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте.

Ответы на тест по истории Великие просветители Европы 7 классВариант 1 А1-2 А2-4 А3-4 А4-2 А5-1 В1. 14Вариант 2 А1-3 А2-2 А3-1 А4-3 А5-1 В1. 34

Титульный лист французской ЭнциклопедииДидро и Д’Аламбера

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

«Рассуждение о методе» Декарта

Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2]. В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) (в том же году скончался Жан Жак Руссо) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

Сущность

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы — женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741)[4]:

Нет ничего, что я рекомендовал бы своим читательницам серьёзнее, чем изучение истории, ибо это занятие лучше других подходит одновременно их полу и образованию — гораздо более поучительно, чем их обычные книги для развлечения, и более интересно, чем те серьёзные произведения, что можно найти у них в шкафу.

Оригинальный текст (англ.)There is nothing which I would recommend more earnestly to my female readers than the study of history, as an occupation, of all others, the best suited both to their sex and education, much more instructive than their ordinary books of amusement, and more entertaining than those serious compositions, which are usually to be found in their closets.— «Essay of the study of history» (1741).

Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. «Энциклопедии» (1751—1780) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века[5]. Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. В нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика» — однокоренные). В Германии в 1731—1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» (Großes Universal-Lexicon) в 68 томах. Это была самая большая энциклопедия XVIII века. В ней было 284 000 ключевых слов. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000. Но, во-первых, она стала более знаменитой, и уже среди современников, потому что её писали знаменитейшие люди своего времени, и это было всем известно, в то время как над немецким лексиконом работало множество никому неизвестных авторов. Во-вторых: её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными; их вычёркивала цензура, были гонения. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы.

Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь. На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт, знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера», написал, например, сатирический рассказ «Битва книг» (The Battle of the books), опубликованный в 1704 году. В притче о пауке и пчеле, содержащейся в этом рассказе, он прекрасно и остроумно выразил суть спора между сторонниками античной и современной литературы[уточнить][прояснить].

Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.).

Периодизация по Г. Мэю

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII веков, от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привёл к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической[6].

Религия и мораль

Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения, в особенности это коснулось христианства, которое считалось первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествленную с моралью. Не принимая во внимание материалистические и атеистические убеждения некоторых мыслителей данной эпохи, таких как Дидро, большинство просветителей были последователями именно деизма, которые посредством научных аргументов пытались доказать существование Бога и сотворение Им вселенной.

В эпоху Просвещения вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной. Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм, превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.

Роспуск Общества Иисуса

Отношение Просвещения к христианской религии и к её связи с гражданской властью были не везде одинаковы. Если в Англии борьба против абсолютной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах» 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жёсткую неприязнь к католической церкви. Государства начали занимать позицию независимости внутренней политики от влияния папства, а также всё большего ограничения автономии курии в церковных вопросах.

Иезуиты, непримиримые защитники папского авторитета, на фоне роста конфликта между церковью и государством, а также общественного мнения призывающего к уничтожению ордена, были изгнаны почти из всех европейских стран. В 1759 году они были вытеснены из Португалии, далее следует Франция (1762) и Испания (1769). В 1773 году папа Климент XIV опубликовал буллуDominus ac Redemptor, в которой постановил распустить Общество Иисуса. Всё имущество ордена было конфисковано и, в большей его части, направлено на создание общественных мест контролируемых государством. Однако иезуиты полностью не исчезли из Европы, так как в России Екатерина Великая, хоть и была весьма близка к идее Просвещения, отказалась публиковать папское бреве о роспуске.

Историческое значение

Портрет Вольтера из дворца прусского короля Фридриха ВеликогоСансусси. Гравюра П. Баку

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Под влиянием идей Просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм). Но наиболее значительным последствием идей Просвещения стали Американская революция и Великая французская революция.

В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII века. Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту (Ответ на вопрос: что такое Просвещение?, 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект[7].

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берёт свои основания из эпохи Просвещения (основателем экономического либерализма считается Джон Локк). Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своём праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считали идеологию Просвещения «тоталитарной системой»[8], приведшей, в частности, к фашизму и Холокосту.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 17 декабря 2020 в 12:12. Используемые источники:

  • https://diletant.media/articles/45293589/
  • https://obrazovaka.ru/istoriya/vek-prosvescheniya-epoha.html
  • https://ioedu.ru/2020/03/25/test-po-istorii-velikie-prosvetiteli-evropy-7-klass/
  • https://wiki2.org/ru/эпоха_просвещения

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт