«Дом с мезонином»: краткий пересказ рассказа А. П. Чехова, главные герои

Содержание

Краткое содержание новеллы «Дом с мезонином» познакомит с героями и проблематикой, но не раскроет всех загадок этого гениального произведения. Каждый берет от классики столько, сколько может унести. Но для ответа на уроке достаточно и сжатого пересказа.

Основные персонажи

Повествование ведется от лица Художника. Он талантлив, известен столичной публике, но в настоящий момент лишен вдохновения, разочарован и одинок. Судьба сводит его с обитателями соседней усадьбы, где и разворачивается основное действие повести. В доме с мезонином жили сестры Волчаниновы – Лида и Женя.

  • Лидия – старшая сестра, озабочена состоянием народа. Учит детей, лечит крестьян, собирает помощь для погорельцев, организует партию против уездного председателя Балагина. Художнику кажется, что Лида презирает его, потому что он «в своих картинах не отражает народных нужд”.
  • Женя – младшая сестра, с ласковым прозвищем Мисюсь (так звала она в детстве мисс-гувернантку). В её обществе Художник чувствует себя в своей стихии: девушка много читает, с обожанием слушает его пространные рассуждения. С таким же обожанием относится Мисюсь к сестре и матери.
  • Екатерина Петровна – мать сестер Волчаниновых, вдова тайного советника, добрая, заботливая женщина. Екатерина Петровна во всем подчиняется старшей дочери – «адмиралу в юбке» – и одновременно тревожится о том, что та не торопится замуж.
  • Помещик Белокуров, у которого Художник жил в эти летние месяцы, больше раздражает, чем импонирует пейзажисту. Белокуров целиком находится под влиянием сожительницы — пухлой и дородной Любови Ивановны, которая старше его лет на 10.

Вначале автором была задумана небольшая новелла «Моя невеста», которую в окончательном варианте Чехов назвал «Дом с мезонином».

По-видимому, главную роль в произведении играет не отдельный персонаж, а «милый, наивный, старый дом», окна которого, как и глаза его обитателей, излучали понимание, нежность и любовь. Здесь не держат тайн друг от друга, все дышит порядочностью, нет осуждения и зависти.

Очень краткий пересказ

Краткое изложение сюжета рассказа «Дом с мезонином» умещается в нескольких предложениях. По соседству с имением Белокурова в доме с мезонином живет вдова с двумя дочерями. Атмосфера семейства Волчаниновых согревает душу разочарованного в жизни пейзажиста. Он часто гостит у соседей, привязывается к младшей дочери – Мисюсь. Старшая дочь – властная и деятельная Лида – кажется ему чересчур самоуверенной. Привыкший к беззаботности и праздности, он был равнодушен к её усердным хлопотам по улучшению жизни народа. Безразличие гостя к «школам, библиотечкам, аптечкам» вызывало ответную негативную реакцию девушки.

После очередного спора с Лидой он покидает дом раздраженный и расстроенный. Ему вдруг стало «особенно жутко остаться в одиночестве», наедине со своими мыслями. Художник умолял провожающую Мисюсь остаться с ним, покрывая девочку поцелуями. Она же, как и обещала, рассказала о свидании матери и сестре, от которых у неё не было тайн.

Наутро художника встретил опустевший дом – Екатерина Петровна с младшей дочкой уехали в Пензенскую губернию, а затем и за границу. Лида решила, что так будет лучше для всех. Назад Мисюсь так и не вернулась.

Краткое содержание

В небольшой новелле «Дом с мезонином» краткое содержание всех эпизодов удобнее запомнить по главам, каждая из которых играет свою роль в общей композиции произведения.

Глава I Повесть является воспоминанием Художника о событиях 6-летней давности. Почему они так важны для него?

Потеряв творческое вдохновение, он убивал летние дни в чужом имении. На дом с мезонином Художник набрел во время одной из своих прогулок. Тенистые аллеи, пруд с купальней, деревушка и колокольня с горящим на солнце крестом, грациозные фигурки двух милых девушек у старинных ворот – первое впечатление было сродни сладким снам детства.

chehov_dom_s_mezoninom_01-e1582874412961.jpg
«У старинных крепких ворот со львами стояли две девушки»

Роль завязки в повести играют два визита: приезд Лиды в имение Белокурова с подпиской на погорельцев и ответный визит Петра Петровича с Художником к Волчаниновым. Здесь мы знакомимся с атмосферой дома, с кругом интересов его истинной хозяйки – старшей дочери Лизы. Первые впечатления Художника о девушке – самые положительные: «живая, искренняя, интересная».

Глава II Все чаще, посещая дом с мезонином, Художник чувствует отчуждение Лиды. Она словно отгораживалась от него фразой: «Вам это неинтересно». Зато с Мисюсь беззаботному гостю было легко и свободно. Роль этой девочки в доме приоткрывает эпизод, где она хочет понять, почему художника так раздражает Лида. Его ответ: «Она не права» — печалит Женю, которая хочет (и умеет) понимать самых разных людей: Лиду, маму, художника, Белоусова, наконец. Без её связующего участия в доме станет холодно всем. Художник и сам считает, что ради Лиды стоит «истаскать, как в сказке, железные сапоги». Но не умеет искренне высказать свою симпатию; привычнее для него — осуждение, критика, презрение.

Глава III Спор художника и Лиды в третьей главе – кульминация повести. Даже краткий пересказ полемики XIX века вряд ли вызовет сегодня интерес у читателя. Лидия защищает точку зрения о том, что культурный человек хотя бы малыми делами должен облегчать жизнь народа. Художник отвергает пользу таких дел. Его аргументы – набор революционных идей (надо «разрубить цепь, опутавшую народ»); утопий («сообща, всем миром искать правды и смысла жизни»), откровенного нигилизма («Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!»). После последних слов Лида отсылает Мисюсь из комнаты, прекращает спор, а художник покидает дом с мезонином.

Глава IV Мисюсь вышла к воротам проводить гостя. Боясь одиночества, художник стал целовать обожавшую его девочку. В ответ она крепко обняла его – и вернулась в Дом к матери и сестре. Долго смотрел Художник на светящиеся окна мезонина. Ему, влюбленному в Женю, было не по себе от мысли, что здесь живет и Лида, которая ненавидит его.

На следующий день все было кончено: Женю с матерью отправили в Пензенскую губернию, а затем за границу. Вдогонку уходившему из дома художнику доносилась методичная диктовка Лиды: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру»… Но сыр выпал.

chehov_dom_s_mezoninom_02.jpg
«Я ушел из усадьбы тою же дорогой, какой пришел сюда в первый раз»

Несколько лет спустя художник узнает, что в опустевшем доме живет одна Лида, по-прежнему занимается полезными делами и даже сумела «прокатить» на выборах неугодного народу Балагина. Зеленый свет Жениного окошка в мезонине больше не горит, но продолжает поддерживать в минуты отчаяния. Художник чувствует: его не забыли, о нем думают. “Мисюсь, где ты?” – Дом с мезонином осиротел без тебя.

Основная мысль рассказа

Даже современникам, хорошо знавшим Чехова, не удавалось однозначно выразить главную мысль рассказа. А уж их-то привлекало в «Доме с мезонином» не только краткое содержание.

Возможно, ключ к разгадке состоит в том, что персонажи-антагонисты – зеркало самого автора. Лида – отражение его деятельной натуры, Художник – образ духовных исканий. Бесплодны обе крайности: чересчур практичная Лида утрачивает чуткость, способность сопереживать; погруженный в себя художник теряет вдохновение, впадает в депрессию. Примиряющее крайности начало – любовь, способность принять любого человека и увидеть в нем свет. Носительницей любви в доме с мезонином и была Мисюсь.

В журнале «Русская мысль» в 1896 г. появилась новая публикация. Это был рассказ Антона Павловича Чехова «Дом с мезонином». В рассказе отражены вопросы, которые волновали многих в 19 веке: отношения интеллигенции и народа, образовании и больницах для бедных, значении земской деятельности, борьбе с нищетой русских деревень.Основные персонажиГлавными героями рассказа «Дом с мезонином» являются:• Художник. Молодой человек, который приехал в деревню. Спокойный, уравновешенный, влюбленный в Женю.• Женя. Сентиментальная молодая девушка. В семье ее называют Мисюсь.• Лида. Серьезная девушка с прогрессивными взглядами, живущая мечтами о процветании народа.Второстепенными героями являются помещик Белокуров и мать Лиды и Жени – вдова Екатерина Павловна.Очень краткий пересказВ кратком пересказе, речь пойдет о художнике, от имени которого ведется. Лет 5-6 тому назад молодой человек отдыхал в деревне Т-ской губернии. Он жил у местного помещика, которого совершенно устраивал деревенский образ жизни. Белокуров вставал ранним утром, носил поддевку, ему доставляло удовольствие потребление пива по вечерам. К тому же, он постоянно жаловался, что не встретил такого нужного ему сочувствия.Художник проводил время праздно. Он практически не писал, в основном, бродил по окрестностям до позднего вечера. Однажды он наткнулся на незнакомое имение, где и встретил двух девушек. Они были сестрами, но очень разными – старшая с бледной кожей, тоненькая, красивая, другая – тоже худенькая, тоже бледная. Художнику почему-то показалось, что он раньше встречал эти лица. Домой он возвращался с приятным чувством, словно увидел хороший сон.Впоследствии. познакомившись с семейством, художник влюбляется в младшую дочь вдовы Волчаниновой, а она отвечает ему взаимностью. Но браку между молодыми людьми не суждено было состояться. Причиной явилось различие суждений между художником и старшей сестрой. Спустя годы он вспоминает о юной девушке, но воспоминания остались надолго.Краткое содержаниеЕсли нет времени читать полностью рассказ, то можно познакомиться с сюжетом, благодаря краткому содержанию «Дома с мезонином». Итак, «Дом с мезонином» — краткое содержание по главам.Глава IНа отдыхе в деревне у своего приятеля, жившего в Т-ской губернии, молодой художник заскучал. Однажды, гуляя по аллее, молодой человек забредает в незнакомое имение. Он видит белокаменный дом с мезонином, а пройдя далее, встречает двух девушек, стоящих у ворот. Первую художник описывает, как красивую, тоненькую, с бледным личиком в обрамлении каштановых волос. Вторая девушка, как описывает юноша, также тоненькая, с бледным лицом, на котором выделяются огромные глаза и большой рот, ей лет 17-18. Выглядела младшая из девушек ребенком, и когда она произнесла что-то по-английски, то очень сконфузилась.Две сестры – Лида и МисюсьЧерез несколько дней художник снова встречается со старшей девушкой. Лида Волчанинова приезжает к Белокурову за подписью, чтобы попросить деньги для крестьян-погорельцев. Девушка приглашает молодых людей в гости. После отъезда Петр Петрович рассказывает другу о семье Лиды. Он говорит, что семья хорошая, что отец скончался в столице в качестве тайного советника. В семье есть деньги, но Лида работает учительницей, и очень гордится своей независимостью, получая 25 рублей в месяц.В праздничный день художник с приятелем посетили Волчаниновых. Здесь молодой человек знакомится с матерью девушек – в прошлом красивой женщиной, но теперь грустной и больной. Младшую дочь, которая казалась ребенком, называли по-детски Мисюсь. В отличие, от деятельной старшей сестры, милая беззаботная Женя читает книжки, бездельничает, ведя праздную жизнь. В серьезных беседах Мисюсь участия не принимает, да и никто не считает ее взрослой.Возвращаясь от Волчаниновых, приятели вели разговор об этой интеллигентной прекрасной семье.Глава IIМолодой художник стал часто заходить к Волчаниновым. Старшая сестра считала, что с пейзажистом у них нет ничего общего. Сама же она бесконечно лечила больных, раздавала книги крестьянам, ходила с непокрытой головой. Женя же с утра садилась за книгу на террасе или в липовой аллее. Мисюсь всегда радовалась появлению художника. Мать девушек тоже нашла с главным героем общий язык. Екатерина Павловна с удовольствием смотрела на этюды художника, доверяла тайны своей семьи. Вдова считала, что старшей дочери пора замуж.Однажды, когда приятели ехали домой, художник спросил у Петра Петровича, почему он не влюблен в одну из девушек. На что Белокуров, что любит другую женщину. Это была Любовь Ивановна, проживающая с Петром Петровичем во флигеле – полная, важная дама, которая была старше на десяток лет.Глава IIIКогда в очередной раз между художником и Лидой возник спор о том, нужен ли медпункт в Малоземове, и молодой человек высказал свои суждения, Лида обиделась. Девушка была уверена в необходимости лечебных заведений, художник же утверждал, что наличие больниц и школ – это еще большее порабощение простого народа. Перепалка была длительной и неприятной, и главный герой собрался уходить.Глава IVВ главе рассказывается о тихой августовской ночи, в которой Женя, ждавшая художника у ворот, призналась, что полностью разделяет его убеждения. Раздраженный молодой человек просит Мисюсь задержаться. Девушка смотрела на главного героя нежно и восхищенно. В душе юноши возникли самые неожиданные мысли, что девушка гораздо глубже, чем ее считают. Она казалась нежной, очаровательной, чудесной. В порыве чувств молодой человек осыпает Мисюсь поцелуями, и она убегает. Мужчина долго ждет, что она вернется, затем, не дождавшись, идет домой.Когда после обеда следующего дня художник приходит к Волчаниновым, то узнает, что в доме нет ни Жени, ни ее матери. Оказывается, они уехали в Пензенскую губернию, к родственникам. Причем, зимой, скорей всего, уедут за границу. Главного героя догоняет мальчик, который передает записку, где Женя пишет, что рассказала об отношениях сестре, и та потребовала расставания ее с юношей и немедленного отъезда. Девушка пишет, что ей тяжело расставаться с любимым, но она не может ослушаться Лиду. Вечером художник едет в Петербург.Однажды, по дороге в Крым, художник встречает Белокурова. Который рассказал, что Лида также живет в деревне, но о том, где проживает Женя неизвестно.Основная мысль рассказа«Дом с мезонином» в кратком содержании позволяет читателю понять основную мысль рассказа Чехова. В рассказе главные герои подчинились обстоятельствам, совершенно не отстаивая собственное мнение. Погибла зарождающаяся любовь из-за слабохарактерности и пассивности художника и его возлюбленной. Они сдались без борьбы то ли и слабости характера, то ли от страха перед более сильным человеком Лидой Волчаниновой. Автор как бы говорит, что за счастье необходимо бороться. Идеологический спор между художником-пейзажистом и Лидой Волчаниновой остался открытым.

Рассказчик (повествование идёт от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддёвке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия». Рассказчик — художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал. «Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь». Так он забрёл в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая — «молоденькая — ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами». Оба лица почему-то показались давно знакомыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Продолжение после рекламы:

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашён в гости посмотреть, по выражению девушки, «как живут почитатели его таланта». Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живёт она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи». Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган «все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет». «Молодёжь должна составить из себя сильную партию, — сказала она, — но вы видите, какая у нас молодёжь. Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувернантку) казалась совсем ребёнком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого. Когда они возвращались, Белокуров сказал: «Хорошее воспитание не в том, что не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. <…> Да, прекрасная, интеллигентная семья…»

Брифли существует благодаря рекламе:

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке <…> Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением». Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его. Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна. «Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авторитет был непререкаем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руководство семьёй.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга…» Когда на следующий день он пришёл к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тёте, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу. По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами… Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волчаниновых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живёт в Шелковке и учит детей. Ей удалось сплотить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских выборах они «прокатили» Балагина. «Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где». Постепенно рассказчик начинает забывать про «дом с мезонином», про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: «…мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

Пересказал П. В. Басинский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация ?

Аудиокниги

Дом с мезониномАудиокнига. 45 мин. Читает Игорь Сидоров. Бесплатный отрывок:Игорь Сидоров45 минДом с мезониномАудиокнига. 42 мин. Читает Oswald Di. Бесплатный отрывок:Oswald Di42 минДом с мезониномАудиокнига. 42 мин. Читает Артем Щенников. Бесплатный отрывок:Артем Щенников42 минДом с мезониномАудиокнига. 53 мин. Читает Сергей Уделов. Бесплатный отрывок:Сергей Уделов53 мин

Читайте также

Автор: · 14.01.2021

Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с кратким содержанием рассказа Антона Павловича Чехова «Дом с мезонином». Несмотря на то, что сюжет рассказа передан в сокращении, он раскрывает все основные события произведения, которые хотел передать читателю автор. Краткий пересказ рассказа «Дом с мезонином» поможет сберечь время и силы, если Вас настигла лавина работы. Приятного просвещения!

(716 слов) Рассказ начинается с того, что главный герой, от лица которого ведется повествование, вспоминает о том, как он лет семь тому назад жил в уездном имении Петра Петровича Белокурова в Т-ой губернии. Сам рассказчик – художник, однако за лето, проведенное там, он не написал толком ни одной нормальной картины. Чаще всего рассказчик коротал время, уходя из дома и гуляя по окрестностям. Зато он гулял и ленился. Как-то раз он забрел в незнакомую усадьбу, у ворот которой беседовали две девушки: одна постарше, худая, красивая, а другая – нежная блондинка лет восемнадцати с большими ртом и огромными глазами, такая же худая, как первая. Обе девушки показались художнику давно знакомыми.

Через некоторое время в имение Белокурова приезжает коляска, в которой сидела старшая из девушек. Как оказалось, она занималась благотворительностью и собирала деньги для крестьян-погорельцев. После того, как рассказчик оставил свою подпись в подписном листе, девушка пригласила его в гости.

Вечером Белокуров рассказал, что эти девушки из семьи Волчаниновых. А старшую зовут Лидией. Также он поведал рассказчику, что живут они втроем с матерью и младшей сестрой в селе Шелковка. Глава семьи сделал хорошую карьеру в Москве, однако умер, дослужившись до тайного советника. Несмотря на смерть Волчанинова, семья жила не бедно, однако совершенно безвыездно, а Лидия, взявшая на себя обязанности главы семейства, работала учительницей с окладом в двадцать пять рублей в месяц.

В ближайшие праздника Петр Петрович вместе с главным героем решили навестить Волчаниновых. Вдова Екатерина Павловна, в прошлом красивая женщина, сейчас была стара не по годам, страдала одышкой, а сама была какой-то рассеянной, грустной, потерянной. На протяжении всего вечера она пыталась занять рассказчика разговорами о живописи. Лида жаловалась Белокурову на председателя управы с говорящей фамилией Балаган, который назначил на все должности своих родных и близких, а сам занимался не пойми чем. Старшая сестра считала, что для борьбы с Балаганом нужно сформировать мощную партию из молодежи, «но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович!» — заключила Лидия. Младшую звали Женей, и она (в сравнении с Лидой) казалась совсем ребенком.

Рассказчик стал частенько навещать Волчаниновых и в итоге понял, что ему нравится Женя. Они гуляли, катались на лодке, а когда он писал картины, она стояла рядом и с восхищением наблюдала. Рассказчику симпатизировало, что для Мисюсь (как прозвали младшую сестру за то, что она в детстве так называла свою французскую гувернантку) он был талантливым и одаренным художником, настоящей знаменитостью. Сама Женя постепенно влюблялась в рассказчика.

Однако его отношения с Лидой не сложились, что называется, от слова «совсем». Она считала его пейзажи бесполезными, так как они не отображают народные нужды, а рассказчик, в свою очередь, парировал это тем, что ее благотворительная деятельность не только не приносит никакой пользы крестьянам, но и вредит им, так как за книги они должны платить земству, а значит, были вынуждены еще больше работать, чтобы заработать еще и на книжки. Приобретенные знания были бесполезны для них, так как их жизнь оставалась прежней — нищей и наполненной тяжким физическим трудом. Поэтому книжные премудрости лишь порождали несоответствие желаемого с действительным.

Одним из вечеров, когда Женя провожала рассказчика до ворот усадьбы, он признался ей в любви, она ответила ему взаимностью. Они поцеловались. Однако она тут же убежала рассказывать об этом матери с сестрой, так как они, по ее словам, «не имеют тайн друг от друга».

Придя к Волчаниновым на следующий день с самыми серьезными намерениями, художник застал дома одну Лиду, которая сухо и с некоторым отвращением объявила ему, что Мисюсь с Екатериной Павловной уехали в Пензенскую губернию к тете, откуда собираются отправиться за границу. Когда главный герой возвращался домой, его нагнал мальчик с запиской от Жени, в которой она признавалась, что Лида, авторитет которой был в семье непререкаем, настояла на том, чтобы они расстались, а сама Мисюсь просто не может проявить неповиновение. После Женя пожелала рассказчику счастья и добавила, что они с мамой «горько плачут».

Больше художник Молчаниновых не встречал. Как-то раз он пересекся с Белокуровым, который рассказал, что Лидия, как и прежде, живет в своем имении и учит детей, ей удалось сплотить вокруг себя сильную партию из молодежи, и они вместе на последних выборах сумели победить Балагана. Про Женю же было известно лишь, что в Шелковке она не жила, а где была – неясно.

Постепенно рассказчик забывает об усадьбе Молчаниновых и лишь в моменты тоски и одиночества вспоминает о доме с мезонином и Мисюсь. В такие моменты ему кажется, что где-то там, за границей, о нем так же вспоминает Женя…

Автор: Гоша Шиман

О произведении

Рассказ «Дом с мезонином» Чехова, написанный в 1896 году, имеет форму воспоминаний художника, гостившего у своего приятеля. Это история о зарождении и увядании любви. Немалое место в рассказе уделяется и остросоциальным проблемам.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Дом с мезонином» по главам, а также пройти тест для проверки знаний. Краткий пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Если вы искали полное содержание рассказа «Дом с мезонином» Чехова, перейдите по этой ссылке в нашу удобную библиотеку.

Главные герои

Художник рассказчик, от лица которого ведется повествование; праздный молодой человек, спокойный и уравновешенный.

Лида серьезная, решительная, строгая к себе и окружающим девушка, которая мечтает о процветании народа.

Женя (Мисюсь)младшая сестра Лиды, сентиментальная, романтичная юная девушка.

Другие персонажи

Петр Петрович Белокуровпомещик, молодой человек, безвольный, инертный, инфантильный.

Екатерина Павловна Волчаниновамать Лиды и Жени, вдова, добрая, мягкая женщина.

Краткое содержание

Глава I

Художник вспоминает события, которые произошли 6–7 лет назад, когда он жил «в имении помещика Белокурова». Он вел праздную жизнь, и вся его деятельность сводилась к чтению книг, прогулкам по аллеям, созерцанию окружающей действительности и сну.

Однажды во время очередной прогулки художник «нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу». Пройдя «мимо белого дома с террасой и с мезонином», он заметил двух девушек. Старшая – «тонкая, бледная, очень красивая» – имела строгое выражение лица, а та, что помладше – «тоже тонкая и бледная» – казалась более живой и непосредственной.

Вскоре после этого случая, когда художник гулял в компании Белокурова, к дому подъехала «рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек». Ей оказалась старшая – Лидия Волчанинова. Она поделилась бедами погорельцев из соседнего села и попросила помощи для несчастных, оставшихся без крова. В конце она пригласила Петра Петровича и его гостя на ужин. Белокуров поведал художнику, что Лидия – старшая из дочерей Екатерины Павловны Волчаниновой. Девушка работала учительницей и очень гордилась этим. Ее младшую сестру Женю «еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь».

Художнику очень понравилось в гостях у Волчаниновых, где все «казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и все дышало порядочностью».

Глава II

Художник стал часто бывать у Волчаниновых и вскоре заметил, что строгой и серьезной Лиде он был совсем несимпатичен. Это «была живая, искренняя, убежденная девушка», которая близко к сердцу принимала нужды народа, и ее раздражал тот факт, что художник рисовал пейзажи, а не картины на остросоциальные темы. Будучи прекрасно воспитанной, внешне Лида «никак не выражала своего нерасположения», но герой его очень хорошо ощущал.

На контрасте с Лидой вырисовывался образ Мисюсь, которая, как и художник, «не имела никаких забот и проводила свою жизнь в полной праздности». Она много читала, гуляла и в полной мере наслаждалась жизнью. Женя, считавшая своего нового знакомого умным, талантливым и опытным в житейских вопросах человеком, с удовольствием общалась с ним на разные темы, которые волновали ее неокрепший ум.

Екатерина Павловна и Мисюсь очень любили и «хорошо понимали друг друга, даже когда молчали», в то время как к Лиде, которая «никогда не ласкалась, говорила только о серьезном», они относились с благоговением. Екатерина Павловна переживала, что старшая дочь в своем увлечении гражданским долгом могла пропустить свою собственную, личную жизнь и никогда не выйти замуж.

Художник удивлялся, как его друг до сих пор не влюбился в Лиду или Женю, на что тот отвечал, что влюблен в свою сожительницу.

Глава III

Лида принялась рассказывать матери, что приехавший в Малоземов князь обещал открыть больницу. При этом она больно задела гостившего художника, сказав, что подобные вопросы ему неинтересны.

Между молодыми людьми начался жаркий спор. Лида настаивала на том, что облегчить жизнь простого народа можно при помощи школ, больниц, аптек. Художник же не сомневался, что истинная проблема скрыта гораздо глубже и народ никогда не поднимет голову и не расправит плечи, поскольку его постоянно беспокоит «голод, холод, животный страх, масса труда».

Лида уверяла, что «самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним», и она все делает правильно. В ответ художник предложил взять на себя часть работ, чтобы крестьяне почувствовали себя более свободно. Он уверен, что все старания Лиды попросту бессмысленны.

Молодые люди никак не могли прийти к единству в этом вопросе. Видя, что его присутствие угнетает Лиду, художник простился и ушел домой.

Глава IV

У ворот стояла Женя, чтобы проводить героя. В эту минуту художник был влюблен в юную девушку, которая восторженно слушала и смотрела на него. Он «обнял ее и стал осыпать поцелуями ее лицо, плечи, руки». Мисюсь призналась, что не имеет тайн от матери и должна тотчас ей во всем признаться.

На следующий день, придя в дом Волчаниновых, художник с удивлением узнал, что Женя с матерью отправилась «к тете, в Пензенскую губернию», а зимой уедет за границу. Из записки от Мисюсь герой узнал, что Лида была категорически против их отношений и они с матерью вынуждены подчиниться ее воле.

Спустя несколько лет художник узнал от Белокурова, что Лида по-прежнему учительствует в школе, а Мисюсь «не жила дома и была неизвестно где». Он с грустью вспоминает нежную, влюбленную в него девушку, и до сих пор мечтает встретить ее…

Конец.

Заключение

«Дом с мезонином» можно назвать историей о несбывшемся счастье. Мисюсь и художник в силу слабохарактерности не смогли отстоять свою любовь, а Лида, будучи сильной и бескомпромиссной натурой, так и не нашла счастья в личной жизни.

После прочтения краткого пересказа «Дома с мезонином» рекомендуем прочесть рассказ Чехова в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Чехова «Дом с мезонином»?</h3>

    • <label>1886 г.</label>
    • <label>1889 г.</label>
    • <label>1894 г.</label>
    • <label>1896 г.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/chehov/dom-s-mezoninom.html
  • https://rus-shkola.ru/literatura/dom-s-mezoninom-kratkij-pereskaz-rasskaza-a-p-chexova-glavnye-geroi/
  • https://briefly.ru/chehov/dom_s_mezoninom/
  • https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/dom-s-mezoninom-a-p-chehov/
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/dom-s-mezoninom

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт