Содержание
- 1 Скачать:
- 2 Предварительный просмотр:
- 3 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 4 История создания и краткий пересказ
- 5 Построение басни и ее мораль
- 6 Еще тесты
- 7 Читайте также
- 8 И. А. Крылов. Мартышка и Очки
- 9 Особенности произведения Крылова в контексте актуальной автору общественной ситуации
Опубликовано 24.04.2020 — 21:20 —
Анализ текста басни И. А. Крылова «Марышка и очки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Басня Ивана Андреевича Крылова “Мартышка и очки”
1) Подготовка к восприятию басни.
— Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.
— Но сначала давайте вспомним что такое басня?
Басня — это небольшое произведение, написанное в нравоучительной манере стихами или прозой. Действующими лицами басен являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. В баснях высмеиваются разные пороки (недостатки) людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие.
— И так. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».
— Можем ли мы с вами предположить, о ком пойдет речь?
— Попробуйте описать мартышку. Какая она? (Шустрая, вертлявая…)
— Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, шустрая, вертлявая.
— А что вы знаете про очки? Для чего они?
- 1) Первичное восприятие текста.
— Послушайте басню, которую я вам прочитаю.
Басня «Мартышка и очки»
2) Проверка первичного восприятия.
-Ребята, понравилось ли Вам произведение?
— Что особенно понравилось?
— Что вызвало ваш смех? Радость?
— Когда героя Вам было жалко?
— Наши предположения оправдались?
3) Вторичное чтение учениками.
— Прочитайте басню еще раз самостоятельно и подготовьтесь прочитать басню вслух.
- Художественный анализ басни
1) Словарная работа:
— Какие слова вас затруднили?
— Значение каких слов вы не понимаете?
2) Разбор частей: (выборочное чтение)
— Из скольких частей состоит произведение?
— Почему?
- Первая часть — совсем короткая, можно назвать ее введением или даже зачином по подобию сказочного зачина. Заключает она в себе следующие строчки:
— Кто действует в произведении?
— С чего все началось? (Какая проблема у Мартышки?)
Из зачина мы узнаем, что у обезьянки с возрастом появились проблемы со зрением, и она вспомнила о том, с помощью чего избавляются от этой напасти люди.
- Дальше следует основная часть, она самая содержательная.
Мартышка что только не делает с очками, а как ими пользоваться правильно, совершенно не представляет. Она пытается скрыть свое невежество тем, что люди, дескать, все наврали, и те, кто слушает их — попросту дураки.
— Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили?
— Мартышка вам понравилась или нет?
— Какие поступки совершала Мартышка? Почему она так поступала? Что из этого вышло? Оцените поступки Мартышки.
- В конце мы видим заключительную, поучительную часть. Она содержит в себе мораль автора:
— Ребята, вы помните, что такое мораль? Мораль – это поучительный вывод басни.
— Найдите в тексте мораль басни, прочитайте.
— Как вы понимаете смысл этой морали?
Здесь мартышка сравнивается с людьми, которые из-за собственного невежества не умеют ценить вещи и правильно использовать их, но обвиняют в этом не себя, а эти вещи.
3) — Итак, что вам больше всего запомнилось в произведении?
— Почему?
— Какой совет дает автор, сочинив эту басню?
— Какое настроение вам передалось?
— С чем связано название произведения: с темой или идеей?
Сюжет басни таков: мартышка стала слаба зрением и решила надеть очки. Она не могла понять, как их надеть, вертела, крутила, в итоге разозлилась и разбила их.
Мораль басни такова: прежде чем что-то делать, нужно поучиться и узнать, как это сделать. Не нужно браться за дела, которых не понимаешь, а чтобы их понять, нужно узнать, как они делаются. А если не получилось, не нужно говорить, что дело бесполезное ‒ возможно, ты сам виной своих неудач.
В образе Мартышки Крылов изобразил невежественных, глупых чиновников, которые берутся за общественно значимые дела, но не могут их решить. В итоге их решения глупы, они не приносят пользы, и чиновники злятся на народ за то, что у них ничего не вышло. В образе Мартышки воплощены и обычные люди, которые берутся за то, для чего у них не хватает ума, и выходит плохой результат.
Автор высмеивает таких людей, сравнивая их с глупой мартышкой, приматом.
- Вторичный синтез
Творческое задание :
- соотнести идею произведения с баснями;
(глупость – не порок, а несчастье; от умного научишься, а от глупого разучишься; лоб, что лопата, да ума небогато; век живи – век учись; без наук, как без рук; видит око, да зуб неймёт; слышал звон, да не знает, откуда он).
- нарисовать иллюстрацию к басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Правописание суффиксов онок, ёнок»»
«Правописание суффиксов онок, ёнок»»…
открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :» Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х…
И.А.Крылов. Мартышка и очки.
И.А.Крылов. Мартышка и очки….
Фильм. Басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»
При изучении творчества И.А. Крылова уместно будет показать фильм, басню «Мартышка и очки». Текст читает народный артист В.Гафт http://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540984/…
Урок литературного чтения по теме «И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Урок знакомства с новым литературным жанром — басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо…
Диафильм И. А. Крылов «Мартышка и очки»
Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе….
Как носить очки
Стендовая информация для родителей от учителя-дефектолога (тифлопедагога)…
- Мне нравится
Содержание:
В полной мере отражая мастерство великого баснописца, произведение высмеивает невежество и недальновидность некоторых людей, используя образ глупой Мартышки.
История создания и краткий пересказ
Точное время написания басни неизвестно, но впервые она была напечатана в сборнике «Басни» в 1815 году.
В ней говорится о том, как с наступлением старости у Мартышки начались проблемы со зрением. Узнав о том, что люди в таких случаях пользуются очками, она закупила сразу полдюжины и решила примерить, чтобы наверняка избавиться от своего недуга.
Но обезьяна не умела ими пользоваться. Она прижимала их к голове, пробовала прикрепить к хвосту, то облизывала их, то нюхала — ничего не получалось, зрение не восстанавливалось.
Мартышка разозлилась, начала ругать очки, что нет в них никакого проку, проклинать тех, кто ей их посоветовал. В порыве гнева она бросила их, ударив о камень так, что только брызги засверкали.
При изучении в школе важно помочь детям уяснить, что высмеивается в басне «Мартышка и очки».
Автор пишет, что так же бывает и у людей: не зная правил пользования вещью, они ломают ее, а потом, не добившись нужного результата, ругают изготовителей.
Чтобы управлять машиной или прибором, вначале нужно изучить их строение и инструкцию применения.
Построение басни и ее мораль
Басней называется поучительный литературный жанр в виде короткого стихотворения, героями которого являются животные, наделенные человеческими чертами. Она состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения (морали).
Иногда свои поучительные строки автор разбрасывает по всему содержанию басни, оценивая отдельные действия и поступки героев, иногда они стоят в самом начале.
Анализ и мораль басни «Мартышка и очки» И. А. Крылова можно определить следующим образом:
- в первой части кратко сообщается о проблеме Мартышки: «к старости слаба глазами стала»;
- далее идет основная часть, самая большая по объему. Мартышка любыми способами пытается приспособить к своему телу очки, но, поскольку не знает, как ими пользоваться правильно, у нее ничего не получается. Пытаясь скрыть свое невежество, она ругает на чем свет людей, называя их дуракам;
- в заключительной части — мораль, нравоучение автора.
Мораль состоит в том, что если бы наша героиня умела пользоваться очками, то они бы ей пригодились. Но она их расколотила, и все у нее кругом виноваты, а причиной всему её собственная глупость.
Известные литературные критики высказывались по поводу знаменитого произведения. В. И. Водовозов, комментируя суть крыловской басни, видел в злости обезьяны характер невежды, которая ничего не смыслит в пользе науки. Д. И. Тихомиров видел пользу авторского нравоучения в следующем:
- темнота человеческого ума губит всякое полезное дело. Невежда, взявшийся за работу, в которой ничего не смыслит, на исполнение которой у него нет ни знаний, ни способностей, только смешон;
- намного опаснее невежда, не знающий пользы от вещи, но нагоняющий на нее хулу.
Как считают исследователи творчества Крылова, смысл произведения в том, что очки не виноваты. Это то же знание. Если толково его применять, можно понять многое. Надо идти путем знания смело и не слушать глупых мартышек и тупых ослов.
Сам писатель выразил мораль в последних строках сочинения: «Цены не зная ей [вещи], невежда про нее свой толк все к худу клонит». Невежды критикуют всё и вся, не оглядываясь на чье-то мнение.
Особенно страшны такие люди у власти, так как тормозят развитие науки и просвещения.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Басню «Мартышка и очки» Крылов написал не позднее 1815 года. В том же году она была опубликована в собрании басен великого баснописца. Басня рассказывает о том, что Мартышка с возрастом стала плохо видеть. От людей она знала, что в таких случаях следует использовать очки. Она раздобыла себе сей полезный аксессуар, но не знала, как правильно пользоваться этим оригинальным предметом.
Тогда Мартышка решила действовать методом проб и ошибок. Сначала она прижимала их к темени, потом надевала на хвост. Она пробовала нюхать очки и лизать их. Все эти действия не помогли Мартышке добиться положительного результата. В сердцах она грубо отозвалась о тех, кто слушает советы людей, и с досады разбила очки о камень. В конце басни Иван Андреевич приводит такую мораль: человек, не знающий цену какому-либо предмету, склонен отзываться о нем плохо, и зачастую старается избавиться от этого предмета.
В этой басне под очками автор подразумевает знания. Но со знаниями надо уметь обращаться толково, применять их, как полагается, тогда будет польза от знаний. Так и в басне Мартышке с очками следовало обращаться с умом – не лизать их, не надевать на хвост, а надеть, как положено, на глаза. К просвещению надо идти смело, и не стоит слушать всяких «мартышек», которые испытывали «очки» только языком и хвостом и толкуют, будто в них нет проку.
Басня «Мартышка и очки» не потеряла своей актуальности и в наши дни. И сегодня находятся невежды, которые ругают и осуждают хорошие вещи только потому, что сами по неумению никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу.
Басня «Мартышка и очки» высмеивает недальновидность, невежество. Особое место в басне Крылов отводит «невеждам познатней». Их близорукая позиция опасна для общества, и клонит не к добру, а к худу.
И. А. Крылов. Мартышка и Очки
Крылов в своей басне рассказывает нам про мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и пользоваться ими она тоже не умела. Когда очки попали к ней в руки то Мартышка начала прикладывать их к темени, то вертела их, надевала на хвост, нюхала и лизала.<o>В этой басне автор показал нам Мартышку глупой и невежественной. Так как она разозлилась на то, что не может применить очки и разбила их. Таких людей как Мартышка называют невеждами. Героем данной басни выступает животное (примат) со своими особенными чертами характера и поведения, присущие человеку. Автор показывает нам негативные стороны людей и высмеивает их, что бы читатель понимал как правильно надо себя вести.<o>Я думаю, что герой басни Крылова был подобран правильно, так как в реальной жизни мартышка олицетворяется с глупым приматом. А в литературной среде ее часто используют для данного образа. Как и любое другое произведение данного жанра это басня ироничная. Читая ее, мы понимаем, что дело идет о невежде, который взялся за дело, которое ему незнакомо. Автор высмеивает в этой басне не самого героя, а всех невежд, которые так себя ведут.<o>Мораль басни:<o>Прежде чем приступить какому либо делу, сначала этому нужно поучиться. Не следует браться без подготовки за то, в чем ничего не понимаешь. А если взялся и у тебя ничего не получается, не нужно говорить, что это бесполезное занятие. Нельзя судить о том, в чем не разбираешься и не понимаешь.
Меню статьи:
Иван Андреевич Крылов выдающийся русский писатель, поэт, публицист, издатель просветительских журналов и непревзойденный баснописец. В этой статье мы заинтересованы в анализе произведения «Мартышка и очки». Жанр басни – излюбленный вид литературной деятельности Крылова. По сути, басней является короткий рассказ, изложенный в стихотворной форме, который обычно отличается ироничной направленностью сюжета и включает поучительную часть – мораль. Главное в басне – это возможность писателя при помощи аллегории, используя в качестве действующих персонажей образы различных животных, изобличать и высмеивать недостатки человеческой натуры или определенной части общества. Прикрываясь, словно маской, удивительными и чудаковатыми образами животных, поэт указывает на недостатки высших представителей власти или светского общества, при этом остающимися безнаказанными со стороны цензуры. В истории русской литературы Крылов – не единственный баснописец, использующий наработки гениальных предшественников: Эзопа, Лафонтена и других.
Особенности произведения Крылова в контексте актуальной автору общественной ситуации
«Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Глупость, праздность и самодовольство Крылов считает наибольшими проблемами человеческой натуры. Особенно, как отмечает писатель в басне, если эти недостатки присущи человеку, наделенному властью.
Иван Андреевич Крылов написал басню «Мартышка и очки» после окончания Отечественной войны 1812 года. Эта война на территории России длилась менее одного года, но показала полную бестолковость большинства высокопоставленных чиновников. Победа в этой позорной войне считается достижением исключительно героизма русских солдат и офицеров.
Дорогие наши читатели! Предлагаем вашему вниманию анализ басни Ивана Крылова “Ворона и лисица”, где в интересной форме описано, как не дать себя обмануть и обольстить.
О морали басни про мартышку и очки
Однако, хоть и причиной, вдохновившей Крылова к созданию басни, послужила война, нравственный аспект басни трактуется гораздо шире. Не только в девятнадцатом веке, но и в современном мире, актуальность басни нисколько не уменьшилась.
Дорогие любители творчества Ивана Крылова! Предлагаем ознакомиться с басней “Свинья под дубом”, где делается акцент на том, как невежественные люди порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении.
Во все времена глупые, необразованные, чванливые, самодовольные люди всеми силами стремятся к власти. Опасность от деятельности таких невежд особенно велика в научной сфере. Новые открытия, разработки и достижения, оказываясь в руках несведущего человека, наделенного властью, однозначно не приносят пользу человечеству. Довольно часто наблюдается нецелесообразное использование ресурсов или научно-технических достижений. Народная мудрость в таких случаях гласит: «Забивать гвоздь микроскопом».
Вот именно с такой проблемой общества сражался при помощи искрометной иронии и поэтического таланта Крылов. Образ глупенькой и несведущей Мартышки с первых строк басни пронизан юмором и сарказмом.
Главная героиня, столкнувшись с проблемой: «…слаба глазами стала», – пытается выйти из трудной ситуации при помощи непроверенных слухов, то есть принимает решение не обдумано и на скорую руку. Проблему Мартышка считает незначительной и не пытается детально изучить все обстоятельства дела:
Проблемы общества, представленные в басне Крылова
Необразованность и примитивизм в сочетании с высокомерием и чванливостью помешали Мартышке добиться успеха. Решение лежало совсем близко, следовало приложить немного настойчивости, трудолюбия и просвещения, и рациональные усилия помогли бы исправить ситуацию. Но, увы, основная проблема именно в этом и заключается. Если человек невежествен, но уверенно считает себя просвещенным, то результат деятельности такой личности будет идентичен разочарованию Мартышки.
Не разобравшись в ситуации до конца, героиня басни убеждена в обмане. Безапелляционно обвиняя всех вокруг, Мартышка уверенно утверждает, что проблему со зрением при помощи очков решить невозможно:
Важно отметить, что в басне Крылов не просто с иронией отмечает неверное применение очков Мартышкой. Героиня писателя могла ведь просто оставить попытку использовать увеличительные стекла и все. Но животное именно разбивает новомодное приспособление вдребезги:
Когда недальновидный облеченный властью чиновник просто откладывает рассмотрение нового проекта в дальний ящик или, не разобравшись досконально, отсылает на доработку – это еще полбеды. Куда хуже, когда горе-начальник принимает радикальные решения, при этом совершенно не имея понятия о реальной пользе проекта:
Морально-нравственный аспект текста Крылов изложил довольно просто, но при этом достаточно точно. Нужно, несмотря на «Мартышек», не сходить с пути просвещения. Не позволять подобным «Мартышкам», которые только и могут, что испытывать очки хвостом да языком, заниматься не своим делом. Особенно важно не допустить таких вот «Мартышек» к власти.
Используемые источники:
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/04/24/analiz-basni-martyshka-i-ochki
- https://nauka.club/literatura/martyshka-i-ochki.html
- https://detskiychas.ru/school/krylov/analiz_martyshka_i_ochki/
- https://www.lang-lit.ru/2014/10/martishka-ochki.html
- https://r-book.club/russian-classics/ivan-krylov/martyshka-i-ochki.html