Александр Пушкин — Мадонна: Стих

Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина

Богатое творческое наследие Пушкина включает лишь несколько стихотворений, посвященных Н. Гончаровой. Одно из них – «Мадонна» (1830 г.), которое поэт написал за несколько месяцев до свадьбы. Есть несколько противоречивых версий об источнике, который вдохновил Пушкина. Согласно первой версии «белокурая мадонна», о которой поэт упоминает в письме своей будущей невесте, — знаменитая картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна». Другая версия называет автором П. Перуджио. Далее в письме Пушкин говорит, что изображение «как две капли воды» напоминает ему невесту, и он хотел приобрести его, но был поражен невероятно высокой ценой. Это утверждение вызывает большие сомнения в третьей версии, по которой картина – портрет самой Н. Гончаровой.

Исходя из того, что изображение все-таки является картиной известного художника, можно оценить силу испытываемой поэтом любви. В начале произведения он утверждает, что пренебрег бы самыми восхитительными шедеврами мировой живописи ради этого полотна.

В молодости Пушкин позволял себе довольно откровенные высказывания в адрес религии. С годами он постепенно меняет свое отношение. Будущая свадьба должна прекратить его беззаботную жизнь. Пушкину предстоит стать главой семейства и серьезнее относиться к своим высказываниям и поступкам. Спокойная жизнь «средь медленных трудов» наводит на возвышенные мысли. Поэт мечтает, что она будет скрашена образом «Пречистой» с младенцем на руках. Священная картина удачно сочетается с обликом возлюбленной, что увеличивает ее ценность в глазах поэта.

Картина изображает только Богоматерь и Иисуса. Этого вполне достаточно. Остальные религиозные символы были бы излишни. «Величие» и «разум», которые излучают библейские персонажи, наполняют душу поэта восторгом и священным трепетом.

В последних строках Пушкин выражает безмерную радость. Созерцание чудесной картины совпало с долгожданным согласием родителей невесты. Поэт считает это настоящим божьим даром. Называя Н. Гончарову «моя Мадонна», Пушкин подчеркивает свое священное преклонение перед ней, как перед «чистейшей прелести чистейшим образцом».

Стихотворение «Мадонна» удачно сочетает религиозную тему с личными чувствами поэта. Для истинно верующего это сочетание может выглядеть кощунственным, но великий поэт тем самым показал всю глубину своей любви и радость по поводу предстоящего брака.

Portret-Goncharovoj-240x300.jpgСонет

Краткая информация о стихотворении Пушкина «Мадонна»:

Время написания 1830 г.
Где опубликовано Альманах «Сиротка»
Когда опубликовано 1831 г.
Число строк 14
Стихотворный размер Шестистопный ямб
Жанр Сонет

В 1830 году А. С. Пушкин создает невероятно нежное произведение — сонет с лирическим названием «Мадонна». Литературоведы отчетливо разглядели здесь образ его, на тот момент, невесты — Натальи Николаевны Гончаровой. Действительно, есть множество доводов, позволяющих интерпретировать «Мадонну» как признание в любви именно этой прекрасной женщине: «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна…»

Возвращаясь из Петербурга в Москву летом 1830 года, А. Пушкин написал своей невесте письмо, в котором сравнивал ее с Бриджуотерской мадонной Рафаэля. Копию этой работы он незадолго до своего отъезда видел на выставке на Невском проспекте. Неподъемная цена в 40 тысяч рублей не позволила поэту приобрести картину. В письме он сокрушался, что не имеет возможности сохранить при себе этот образ, как две капли воды схожий с образом Натальи.  Сама Гончарова, в ответ на это написала, что печалиться не стоит, ведь он совсем скоро уже будет любоваться не картиной, а ее лицом. Свадьба состоялась спустя полгода, в марте 1831 года.

Позже А. Пушкин все же приобрел гравюру этой картины. Она до сих пор висит в музее в Царском селе, в рабочем кабинете поэта.

 Загрузка …

Иконографическое отождествление

Когда я впервые услышала на пушкинской конференции в Яропольце, что Пушкин написал сонет “Мадонна” под впечатлением картины Рафаэля “Бриджуотерская Мадонна”, я как-то насторожилась. Я человек из прошлого века. В мои школьные годы сонет “Мадонна” в списке произведений, обязательных к изучению на уроках литературы отсутствовал. Хотя «это мы не проходили, это нам не задавали», этот сонет я знала. Знала и про иконографическое отождествление жены Пушкина с Сикстинской Мадонной Рафаэля.

Позже, в 1994 году в газете «Эхо Литвы» была опубликована статья «Он называл ее Мадонной» с изображением другой Мадонны Рафаэля, которая запечатлелась в моей памяти, и название картины было другое – “Донна Велата”.

Все исследователи были единодушны в том, что А.С.Пушкин вдохновился работой некоего мастера итальянской школы.

Самое раннее предположение об атрибуции картины, было сделано на основе так называемых “Записок”  Александры Осиповны Смирновой-Россет, вероятно написанных её дочерью, писательницей Ольгой Николаевной Смирновой. В “Записках” Ольга Николаевна намекает, что образом для пушкинского сонета стала “Мадонна” Перуджино из коллекции её отца Николая Михайловича Смирнова.

110163435.jpg
Картина Перуджино (учителя Рафаэля) хранится в ГМИИ им. Пушкина, Москва

Литератор В.Ф.Саводник (1874 – 1940) предполагал, что им может быть полотно “Мадонна” Рафаэля, известное в пушкинские годы и советовал искать в Эрмитаже именно ту картину, на которой есть пейзажный фон с пальмой Сиона. Поиски начали с просмотра архивных документов того периода. В первую очередь искали полотна Рафаэля, приобретенные для Эрмитажа, в том числе на аукционах. Картину, описанную в сонете, не обнаружили.

«По-видимому, в сонете подразумевается совершенно определенная картина ‹…›. Очевидно, речь идет о продававшейся в это время “Мадонне” какого-нибудь крупного итальянского мастера».

В лирике Пушкина нет ничего случайного и надуманного. В сонете “Мадонна” А.С.Пушкин говорит о конкретной картине. Более того, в письме от 30 июля 1830 года к невесте – будущей жене Натали – он пишет:

«Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Петербургские прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей».

Атрибуция более поздних авторов, продолжающих отождествлять “чистейшей прелести чистейший образец” с Сикстинской Мадонной, возможно, является вопросом их предпочтения.

Сравните с портретом Н.Н. Пушкиной В. Гау 1841 года.

Или с картиной Макарова И. 1849 г.

И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1849

Очень даже похожи! Но бездоказательно! Потому что Пушкина надо читать!

«Цявловский никогда не отказывался от длительных поисков и собирания, архивных раскопок, «прочёсывания», как он выражался, старых журналов и книг». (Бонди С.М.)

Однако, только при “прочесывании” или просеивании информации можно было «выловить» две газетные заметки о старинной картине, которая продавалась в книжном магазине Селёнина и была выставлена в витрине.

Более того, Георгий Михайлович предположил, что неизвестные лица выставили для продажи у Селёнина копию картины Рафаэля. Продавцы выдавали полотно за подлинник (об этом говорит ее высокая цена) и, так как никто из петербургских собирателей её не купил, картину (копию) сняли с продажи и куда-то увезли.

«Бог мой, как она хороша, эта самая мадам Пушкина, – она в высшей степени обладает всеми теми целомудренными и умиротворенными свойствами, которые тихо привлекают взгляд и пробуждают в сердце того, кто их наблюдает, мысль, я бы сказал, почти религиозную…»

21.05.1831. Пушкин прибыл из Москвы со своей женой, но вовсе не желает ее показывать. Я видела ее у Maman. Это очень молодая и прекрасная особа, стройная, гибкая, высокая, с лицом Мадонны, чрезвычайно бледным, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением, глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, с не то чтобы косящим, но неопределенным взглядом, нежные черты, красивые черные волосы (Дневник Дарьи Фикельмон)

«Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица».

В.Гау Портрет Н.Н.Пушкиной

Для наложения надо сделать поворот – зеркальное отражение.

Зеркальный поворот портрета Н.Н.Пушкиной

Выровнять изображение по масштабу и постепенно накладывать одно изображение на другое

Наложение двух портретов. Схема 1
Наложение двух портретов. Схема 2
Наложение двух портретов. Схема 3

Для картины “Мадонна Бриджуотера” и другого портрета Н.Н. Гончаровой проделаем те же наложения.

«Мадонна Бриджуотера»
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843.
Наложение двух портретов.

Все статьи Валентины Руслановой.

Previous Entry | Next Entry

Мадонна Пушкина

Летом 1830 года светское общество двух столиц бурлило: обсуждалась помолвка и предстоящая свадьба «первого романтического поэта нашего времени на первой романтической красавице». А сам Пушкин в это время пишет невестеиз Петербурга в Москву.

   «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40000 рублей».

В.Гау Портрет Натальи Ниолаевны  1844

    Дотошные пушкинисты раскопали, что картина, о которой идёт речь в письме, была выставлена в книжном магазине на Невском проспекте, куда Пушкин заходил часто. И была это старинная копия картины Рафаэля, которая выдавалась за подлинник. Баснословных денег на покупку портрета, похожего на его невесту «как две капли воды», у Пушкина не было. Зато, благодаря этой картине, появился сонет «Мадонна», посвящённый Наталье Николаевне:  

Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,Чистейшей прелести чистейший образец.

Оригинал рафаэлевский  «Мадонны с младенцем» много странствовал по свету, пока его не купил герцог Бриджуотер (Duke of  Bridgewater, 1756 — 1829). С тех пор картина стала называться по имени владельца — «Madonna Bridgewater». В начале Второй Мировой войны, когда начались ожесточённые бомбардировки Лондона, «Бриджуотерская Мадонна» наряду с другими бесценными картинами была отправлена подальше от британской столицы, в Шотландию, в Национальную галерею, которая не прекращала своей работы даже во время войны. После окончания войны картину решено было оставить в Эдинбурге.

Рафаэль Санти 1507

Пушкин не забыл упрёки петербургских дам  и в первый же год их семейной жизни заказал А.П. Брюллову портрет своей милой «жёнки». Александр Павлович Брюллов (не путать с его младшим братом, Карлом, автором «Последнего дня Помпеи»!) прославился в Европе своими акварельными портретами  Неудивительно, что поэт захотел, чтобы акварельный портрет Натальи Николаевны писал  именно он. Жена его уже была представлена в свете и имела ослепительный успех в обществе, где горячо обсуждалась не только её поэтическая красота, но и её всегдашняя немногословность и меланхоличность. Графиня Дарья Фикельмон пишет как раз в дни написания портрета «Жена его хороша, хороша, хороша! Но страдальческое выражение её лба заставляет меня трепетать за её будущность».

А.П..Брюллов  Портрет Н.Н. Пушкиной  1831

Брюллов начинает портрет в декабре 1831 года.  Н. Н. на четвёртом месяце беременности, пока незаметной. На этом портрете ей 19 лет. Она в светло — розовом бальном платье с двумя рядами пышных кружев вокруг декольте. Длинные бриллиантовые серьги и  большая ферроньера на лбу придают портрету парадность. Несмотря на парадность портрета, образ получился необычайно трогательным и воздушным. Это единственный анфасный портрет, на котором Н. Н. смотрит прямо на художника и на зрителей. Поэт искренне гордился своей «жёнкой», когда писал ей «будь молода, потому что ты молода и царствуй, потому что ты прекрасна!» Этот портрет так и остался единственным портретом Н. Н., сделанным при жизни поэта. В мае 1836 года Пушкин хотел заказать ещё один портрет жены у прославленного Брюллова,но тот  наотрез отказался писать её портрет. А когда этому своенравному живописцу  не нравилась модель, никто и ничто не могло заставить его писать. Видно сам тип красоты жены Пушкина. был не в его вкусе. Карл Брюллов любил писать женщин рубенсовского типа, а тут Натали, с её осиной талией…

После смерти мужа Наталья Николаевна с детьми 2 года прожила в имении брата,потом вернулассь в Петербург,где поселилась в съёмной квартире и долгое время вела очень уединённую жизнь. В конце 1841 года в Аничковом дворце готовился костюмированный бал, на  который Н. Н. получила личное приглашение царя, её богатая бездетная тётка Загряжская опять не поскупилась и подарила «своей отшельнице» чудное одеяние в древнееврейском стиле, по известной картине на библейский сюжет, изображавшей Ребекку. Длинный фиолетовый бархатный кафтан, почти закрывая широкие палевые шальвары, плотно облегал стройный, почти девичий, стан; яркий национальный головной убор, одним концом наброшенный на плечо, добавлял выразительности прекрасному лицу. Появление такой «Ребекки» во дворце было настоящим триумфом и вызвало общую волну восхищения. Как только начались танцы, император Николай Павлович направился к Н. Н. и за руку подвёл к императрице, сказав во всеуслышание: «Смотрите и восхищайтесь!».  Императрица Александра Федоровна навела на неё лорнет и ответила с благодушной улыбкой: — «Да, прекрасна, в самом деле, прекрасна! Ваше изображение таким должно бы перейти к потомству».Сказано сделано. Придворный живописец (предположительно В.И.Гау) написал портрет.

Н.Н. Пушкина. В.И.Гау. 1841г

                                                                                             

Известны ещё два портрета Н. Н. Пушкиной, относящихся к периоду 1841-1843 годов, которые точно принадлежат кисти В.И. Гау. Они были заказаны тёткой Загряжской к 30-тилетию любимой племянницы.Один портрет представляет её в скромном закрытом платье, причёсанной по моде того времени с локонами вдоль щёк. Это уже не «воздушное создание» с брюлловского портрета 1831 года. Но всё в её облике напоминает пушкинское  «чистейшей прелести чистейший образец», и она по-прежнему так похожа на Мадонну Рафаэля!

В.Гау  Портрет Н.Н. Пушкиной  1842 -1843

Как и на самом известном портрете кисти В.И. Гау,  где Наталья  Пушкина —  в ослепительном бальном туалете и шляпе со страусовым пером, ниспадающим на обнажённое плечо.

В. И. Гау. Н. Н. Пушкина. 1843

Через семь лет после смерти Пушкина, Наталья Николаевна приняла предложение генерала  Ланского и вышла за него замуж. Есть портреты Пушкиной-Ланской. Но это уже из её другой жизни…

Поздняя любовь Натальи Гончаровой : https://www.pravda.ru/society/family/life/27-10-2012/1132465-goncharova-0/

Посмотреть портреты  Н.Н. Пушкиной — Ланской  можно здесь :  http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8910.php

Profile

agent_40

Latest Month

March 2020
S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject)[+3]
  • : (no subject)[+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.comИспользуемые источники:

  • https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-madona/
  • https://poetpushkin.ru/stihi/lyubovnaya-lirika/stihotvorenie-madonna.html
  • https://kraeved1147.ru/pushkin-rafael/
  • https://agent-40.livejournal.com/65392.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт