- Сочинения
- Персонажи произведений
- Идиот
- Епанчина Аглая Ивановна
Младшая, 20-летняя дочь генерала Ивана Федоровича Епанчина и его супруги Елизаветы Прокофьевны, сестра Александры и Аделаиды. О генеральских дочерях сказано, что они «были только Епанчины, но по матери роду княжеского, с приданым не малым, с родителем, претендующим впоследствии, может быть, и на очень высокое место и, что тоже довольно важно, — все три были замечательно хороши собой <…> младшая была даже совсем красавица и начинала в свете обращать на себя большое внимание. Но и это было еще не всё: все три отличались образованием, умом и талантами. Известно было, что они замечательно любили друг друга и одна другую поддерживали. Упоминалось даже о каких-то будто бы пожертвованиях двух старших в пользу общего домашнего идола — младшей. В обществе они не только не любили выставляться, но даже были слишком скромны. Никто не мог их упрекнуть в высокомерии и заносчивости, а между тем знали, что они горды и цену себе понимают. <…> Одним словом, про них говорилось чрезвычайно много похвального. Но были и недоброжелатели. С ужасом говорилось о том, сколько книг они прочитали. Замуж они не торопились; известным кругом общества хотя и дорожили, но всё же не очень. Это тем более было замечательно, что все знали направление, характер, цели и желания их родителя. <…> Бесспорною красавицей в семействе, как уже сказано было, была младшая, Аглая. <…> Будущий муж Аглаи должен был быть обладателем всех совершенств и успехов, не говоря уже о богатстве. Сестры даже положили между собой, и как-то без особенных лишних слов, о возможности, если надо, пожертвования с их стороны в пользу Аглаи: приданое для Аглаи предназначалось колоссальное и из ряду вон».
И еще повествователь с добродушной иронией добавляет: «Все три девицы Епанчины были барышни здоровые, цветущие, рослые, с удивительными плечами, с мощною грудью, с сильными, почти как у мужчин, руками, и, конечно вследствие своей силы и здоровья, любили иногда хорошо покушать, чего вовсе и не желали скрывать. Маменька их, генеральша Лизавета Прокофьевна, иногда косилась на откровенность их аппетита, но так как иные мнения ее, несмотря на всю наружную почтительность, с которою принимались дочерьми, в сущности, давно уже потеряли первоначальный и бесспорный авторитет между ними, и до такой степени, что установившийся согласный конклав трех девиц сплошь да рядом начинал пересиливать, то и генеральша, в видах собственного достоинства, нашла удобнее не спорить и уступать».
Князь Мышкин говорит об Аглае, что она «чрезвычайная красавица <…> почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!..» А ее мать, Елизавета Прокофьевна, характеризуя младшую дочь (а заодно и себя) высказывает в лицо Аглае такое характерное замечание: «Я вот дура с сердцем без ума, а ты дура с умом без сердца; обе мы и несчастны, обе и страдаем…» А затем про себя, не вслух, — еще определеннее: «Совершенно, совершенно как я, мой портрет во всех отношениях <…> самовольный, скверный бесенок! Нигилистка, чудачка, безумная, злая, злая, злая! О, Господи, как она будет несчастна!» Сам Достоевский в подготовительных материалах отмечал-подчеркивал в Аглае сочетание «ребенка» и «бешеной женщины».
За Аглаей пытается ухаживать Ганя Иволгин, в нее явно влюблены Евгений Павлович Радомский, Ипполит Терентьев, и даже Коля Иволгин перед встречей с Аглаей (чтобы передать ей записку князя Мышкина) наряжается в «совершенно новый зеленый шарф» старшего брата. Влюбляется в нее всем сердцем и князь Мышкин, дело даже идет к браку. Настасья Филипповна, ее соперница, сама подталкивает князя к этой женитьбе, предполагая, что она принесет ему счастье. Но роковая встреча двух женщин на квартире у Дарьи Алексеевны, превратившаяся в непримиримый поединок действительно двух соперниц, ломает все планы. Причем юная Аглая чисто по-женски ненавидит в Настасье Филипповне именно соперницу, Настасья же Филипповна, с грузом своего «опыта страданий», ненавидит в Аглае прежде всего «чистенькую». И в этой сцене Аглая «падает», впрямую оскорбляя соперницу. Дальнейшая судьба Аглаи незавидна: она за границей выскочила замуж за какого-то «польского графа», который оказался вовсе не графом, а каким-то заговорщиком-эмигрантом, «стала членом какого-то заграничного комитета по восстановлению Польши и, сверх того, попала в католическую исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего ее умом до исступления». Мало этого, Аглая совершенно рассорилась со своим семейством, отдалилась от матери и сестер…
Самая красивая из сестер Епанчиных, видимо, недаром носит имя одной из граций Аглаи, что в переводе с греческого означает «сияющая».
Прототипом этой героини послужила А.В. Корвин-Круковская, и в целом семейство Корвин-Круковских, в котором Достоевский часто бывал в начале 1860‑х гг., в какой-то мере отразилось в изображении семейства генерала Епанчина.
Прижизненные издания (PDF)Издания после 1917 г. (PDF)Художественные произведенияДневник писателяНеосуществленные замыслыПисьмаПерсонажи произведенийИллюстрации к произведениям
![]() |
Аглая Епанчина является одним из центральных персонажей романа «Идиот» Достоевского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Аглаи Епанчиной в романе «Идиот» Достоевского: описание внешности и характера героини в цитатах.Смотрите: — Все материалы по роману «Идиот»
Аглая Епанчина в романе «Идиот»: характеристика, образ, описание
Аглая Ивановна Епанчина является молодой дворянкой, младшей дочерью состоятельного генерала Епанчина. По материнской линии Аглая происходит из княжеского рода. У девушки есть две старшие сестры – Аделаида и Александра:
«…была младшая, Аглая…» (часть 1 глава IV)
«…по матери роду княжеского, с приданым немалым…» (часть 1 глава II)
Аглая является девушкой на выданье с огромным приданым:
«…приданое для Аглаи предназначалось колоссальное и из ряду вон.» (часть 1 глава IV)
Возраст Аглаи Епанчиной – 20 лет:
«…младшей, Аглае, только что исполнилось двадцать…» (часть 1 глава II)
Аглая Епанчина является капризной, избалованной девушкой с непростым характером. В своей семье она является идолом, всеобщей любимицей:
«…общего домашнего идола — младшей…» (о «младшей», то есть об Аглае, часть 1 глава II)
«…к Аглае, которая была ее идолом.» (об матери, часть 3 глава I)
«Милый друг, идол ты мой! — целовал ее руку весь просиявший от счастья генерал.»(часть 4 глава V)
О внешности Аглаи Епанчиной известно следующее:
«…все три были замечательно хороши собой…» (об Аглае и ее сестрах, часть 1 глава II)
«Эта младшая была даже совсем красавица и начинала в свете обращать на себя большое внимание…» (часть 1 глава II)
«Бесспорною красавицей в семействе, как уже сказано было, была младшая, Аглая…» (часть 1 глава IV)
«Все три девицы Епанчины были барышни здоровые, цветущие, рослые, с удивительными плечами, с мощною грудью, с сильными, почти как у мужчин, руками, и конечно вследствие своей силы и здоровья, любили иногда хорошо покушать, чего вовсе не желали скрывать…» (о внешности Аглаии и ее сестер, часть 1 глава IV)
«…вы чрезвычайная красавица, Аглая Ивановна. Вы так хороши, что на вас боишься смотреть…» (князь Мышкин, часть 1 глава VII)
«…сказал, что Аглая Ивановна почти так же хороша, как Настасья Филипповна.» (князь Мышкин, часть 1 глава VII)
«Это ведь ваша дочь Аглая Ивановна? Она так хороша, что я давеча с первого взгляда угадал ее, хоть и никогда не видал. Дайте мне хоть на красавицу-то в последний раз в жизни посмотреть…» (князь Мышкин, часть 2 глава IX)
«…в черных глазах ее непременно негодование…» (часть 3 глава I)
«Разве не вздумала было Аглая назад тому полгода обрезывать свои великолепные волосы?» (часть 3 глава I)
Аглая Епанчина – образованная, умная, начитанная, хорошо воспитанная и талантливая девушка:
«…все три отличались образованием, умом и талантами.» (часть 1 глава II)
«С ужасом говорилось о том, сколько книг они прочитали.» (часть 1 глава II)
«…она вовсе не так глупо воспитана…» (мать об Аглае, часть 1 глава V)
Она состоит в прекрасных отношениях со своими сестрами:
«…несколько слепая любовь и слишком горячая дружба сестер…» (часть 1 глава IV)
«…они замечательно любили друг друга, и одна другую поддерживали…» (часть 1 глава II)
Аглая является скромной, но гордой девушкой, которая знает себе цену:
«В обществе они не только не любили выставляться, но даже были слишком скромны. Никто не мог их упрекнуть в высокомерии и заносчивости, а между тем знали, что они горды и цену себе понимают…» (часть 1 глава II)
По мнению ее матери, Аглая является злой, самовольной, избалованной девушкой, нигилисткой, чудачкой и безумной. Мать, генеральша Епанчина, боится, что с таким характером Аглаю ждет несчастливая жизнь:
«Ну, эта, положим, со злости делала, чтобы мать измучить, потому что девка злая, самовольная, избалованная, но, главное, злая, злая, злая!» (мать о ней, часть 3 глава I)
«За что ты всё злишься, не понимаю…» (мать об Аглае, часть 1 глава V)
«Совершенно, совершенно как я, мой портрет во всех отношениях, – говорила про себя Лизавета Прокофьевна, – самовольный, скверный бесенок! Нигилистка, чудачка, безумная, злая, злая, злая! О, господи, как она будет несчастна!» (мать об Аглае, часть 3 глава I)
«В каждой гневливой выходке Аглаи (а она гневалась очень часто)…» (часть 2 глава VI)
По словам ее матери, Аглая – это «дура с умом, но без сердца»:
«Я вот дура с сердцем без ума, а ты дура с умом без сердца; обе мы и несчастны, обе и страдаем.» (часть 1 глава VII)
По мнению отца, Аглая является самовольным, фантастическим существом и «хладнокровным бесенком», великодушной, но капризной и насмешливой девушкой. Она часто смеется над своим отцом, но тот на нее не обижается:
«Но ведь это такое самовольное и фантастическое создание, что и рассказать нельзя! Все великодушия, все блестящие качества сердца и ума — это всё, пожалуй, в ней есть, но при этом каприз, насмешки, — словом, характер бесовский и вдобавок с фантазиями.» (часть 3 глава III)
«…надо мной она редко когда не смеется, но ведь я что, я, знаешь, люблю ее, люблю даже, что она смеется, – и, кажется, бесенок этот меня за это особенно любит, то есть больше всех других, кажется.» (часть 3 глава III)
«…этот хладнокровный бесенок так вдруг и объявляет с усмешкой…» (часть 3 глава III)
На самом деле заносчивая, высокомерная красавица Аглая в душе является ребенком. В ней еще много чего-то детского и нетерпеливо школьного:
«В каждой гневливой выходке Аглаи (а она гневалась очень часто) почти каждый раз, несмотря на всю видимую ее серьезность и неумолимость, проглядывало столько еще чего-то детского, нетерпеливо школьного и плохо припрятанного…» (часть 2 глава VI)
«Ему даже не верилось, что пред ним сидит та самая высокомерная девушка, которая так гордо и заносчиво прочитала ему когда-то письмо Гаврилы Ардалионовича. Он понять не мог, как в такой заносчивой, суровой красавице мог оказаться такой ребенок, может быть действительно даже и теперь не понимающий всех слов ребенок.» (часть 3 глава VIII)
Сама себя Аглая считает жестокой, дрянной, избалованной, глупой, дурной девушкой:
«Жестокая! да, жестокая! — подхватила вдруг Аглая. — Дрянная! Избалованная! Скажите это папаше.» (часть 4 глава V)
«Простите глупую, дурную, избалованную девушку…» (часть 4 глава V)
Аглая Епанчина – это девушка «нового поколения», прогрессивная, жаждущая деятельности. Она хочет быть смелой, приносить пользу обществу, путешествовать, учиться. Ей не нравится проводить время дома, на балах и ужинах, как это обычно делают молодые дворянки:
«Я хочу быть смелою и ничего не бояться. Я не хочу по их балам ездить, я хочу пользу приносить. Я уж давно хотела уйти. Я двадцать лет как у них закупорена, и всё меня замуж выдают. Я еще четырнадцати лет думала бежать, хоть и дура была. Теперь я уже всё рассчитала и вас ждала, чтобы всё расспросить об загранице. Я ни одного собора готического не видала, я хочу в Риме быть, я хочу все кабинеты ученые осмотреть, я хочу в Париже учиться; я весь последний год готовилась и училась и очень много книг прочла; я все запрещенные книги прочла.» (часть 3 глава VIII)
В романе «Идиот» описывается то, как Аглая знакомится с князем Мышкиным и влюбляется в него:
«— И по-моему, ясно. Ясно как день. Любит.
— Мало того, что любит, влюблена! — отозвалась Александра Ивановна.» (семья о любви Аглаи к князю, часть 4 глава V)
Однако любовь Аглаи к князю Мышкину является незрелой. Девушка не принимает Мышкина таким, какой он есть, и нередко смеется над ним. Ей бывает стыдно за его наивность, простоту, слабое образование и т.д. Она считает его очень жалким:
«По целым часам она поднимала князя на смех и обращала его чуть не в шута. Правда, они просиживали иногда по часу и по два в их домашнем садике, в беседке, но заметили, что в это время князь почти всегда читает Аглае газеты или какую-нибудь книгу.
— Знаете ли, — сказала ему раз Аглая, прерывая газету, — я заметила, что вы ужасно необразованны; вы ничего хорошенько не знаете, если справляться у вас: ни кто именно, ни в котором году, ни по какому трактату? Вы очень жалки.» (часть 4 глава V)
Князь Мышкин искренне любит Аглаю, хотя и считает ее ребенком:
— Я люблю Аглаю Ивановну; она это знает и… давно, кажется, знает. <…>
— Очень люблю.» (слова Мышкина, часть 4 глава V)
В какой-то момент князь Мышкин даже становится женихом Аглаи, однако вскоре их отношения заканчиваются разрывом. После этого Аглая Епанчина выходит замуж за человека с сомнительным прошлым, якобы «графа-эмигранта», который оказывается совсем не графом. Под его влиянием Аглая совершает неожиданные поступки, например, ссорится со своей семьей, вступает в какой-то иностранный комитет по восстановлению Польши и т.д. В результате Аглая уже несколько месяцев не появляется в родительском доме:
«…последний случай с Аглаей и эмигрантом-графом.» (часть 4 глава XII «Заключение»)
«Оказалось, что этот граф даже и не граф, а если и эмигрант действительно, то с какою-то темною и двусмысленною историей. Пленил он Аглаю необычайным благородством своей истерзавшейся страданиями по отчизне души, и до того пленил, что та, еще до выхода замуж, стала членом какого-то заграничного комитета по восстановлению Польши и, сверх того, попала в католическую исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего ее умом до исступления. Колоссальное состояние графа, о котором он представлял Лизавете Прокофьевне и князю Щ. почти неопровержимые сведения, оказалось совершенно небывалым. Мало того, в какие-нибудь полгода после брака граф и друг его, знаменитый исповедник, успели совершенно поссорить Аглаю с семейством, так что те ее несколько месяцев уже и не видали…»
Это был цитатный образ и характеристика Аглаи Епанчиной в романе «Идиот» Достоевского: описание внешности и характера героини в цитатах.Смотрите: Все материалы по роману «Идиот»Используемые источники:
- https://fedordostoevsky.ru/works/characters/idiot/aglaya/
- https://www.literaturus.ru/2020/12/aglaja-epanchina-idiot-harakteristika-obraz-opisanie.html