А. А. Блок. Рассказ о поэте. Своеобразие лирики

Автор: · Опубликовано 24.06.2020 · Обновлено 24.06.2020

Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Петербург,  Россия — 7 августа 1921,  Петроград,  РСФСР) —русский поэт. Блока знают все уже со школьной скамьи, и он часто становится любимым поэтом тех, кто знаком с его творчеством. Загадочный и лиричный символизм импонирует девушкам, поэтому он любим ими, особенно в юном возрасте, но наряду с девушками, многие юноши увлекаются Александром Блоком и пишут свои стихотворения, посвящая их своим чувствам и томлению по мечтам. В данной статье Многомудрый Литрекон сфокусировал внимание на творчестве этого автора.

Начало творческого пути

В юном возрасте поэт лишь увлекался поэзией, это были стихи «сырые», еще не понятые самим поэтом до конца. Только в 17 лет Блок начал создавать свой неповторимы стиль и совершенствовал его с каждым годом, комбинируя и мешая стили, создав свой собственный — уникальный.

1898 год принес Блоку не только знакомства с маститыми литераторами того времени. Именно тогда началась его поэтическая карьера: он пишет книгу стихотворений «Стихи о прекрасной даме», посвященную Любови Дмитриевне, его жене, дочери всеми известного химика Менделеева. Прекрасная Дама – Вечная Женственность, Душа Мира, Вечная Тайна, открытие которой приведет к Истине. Задача поэта – молитвенное служение, духовная возвышенность, необходимая для лицезрения Красоты Прекрасной Дамы. В сборнике ощутимо тревожное настроение, напряжение, ожидания ясного «призыва» и поиски «ответа» и «разгадки». Еще античный Петрарка начал писать о Женском идеале, по которому томишься — любишь и не можешь прикоснуться. Блок продолжил и начал писать в Серебряном веке впервые о Вечной Женственности, поэтому его полюбили многочисленные читатели, и он остается одним из самый популярных поэтов даже сейчас, в современном мире.

Направление творчества

Серебряный век – это второй этап расцвета русской поэзии, этот период известен такими личностями как: Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, и, конечно же, он ассоциируется с Александром Блоком. Александр Александрович был одним из самых известных поэтов-символистов своего времени. 1890-1920 годы принято считать серебряным веком, он знаменит своими творческими объединениями, реформой русского языка и великими личностями.

Символизм Блока лиричен и трагичен. Поэт пишет о Прекрасной Даме, тоскуя и любя этот образ, для него это вечная незнакомка, дышащая духами и туманами. Мы чувствуем приближение к ней в его стихотворениях, но также быстро теряем ее образ, когда заканчивается последняя строфа. О личной жизни Блока всегда говорят мало, да это и правильно, творчество поэта не было связано с его жизнью, Блок старался разделять образ Прекрасной Дамы и женщин в действительности, как когда-то Петрарка разделял плотскую любовь и платоническую. Блок обессмертил образ своей жены в своих стихотворениях, но их реальная жизнь всегда была туманной и далека от идеала.

Основные темы в поэзии Блока

Цикл стихотворений «Город» наполнен противоречивыми настроениями, но одно Блок не изменял — это любовь к народу и не ожидающая благодарности безграничность поэзии. Честным и свободолюбивым Блоком можно лишь восхищаться.

Сборники стихотворений «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911), «Стихи о России» (1915), циклы стихов «Ante Lucem», «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом), «Кармен», «Родина» (1907–1916), «Ямбы» показывают сложный путь Блока от романтического образа ранней поэзии к воплощению трагических коллизий русской истории, периоде преодоления иррациональности и впечатлений изображения и обращения к социальной действительности, переход от личного к общезначимому. Ранний Блок – ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший возможности символа для передачи глубин духовной жизни «внутреннего человека», зрелый Блок – оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок – трагический поэт, который не только предчувствует, но и видит непоправимость разрыва «связи времен», ведущий к умалению человеческой свободы и поэтической. Мы можем проследить, как менялось отношение к Родине и к жизни в целом. От романтика к реалисту или трагическому романтизму. Ему не хватало воздуха, чтобы творить: революция, вопросы о судьбе, невозможность достижения идеала и вечное томление по нему. Блок — универсальный поэт, ведь мы мало помним примеров (в особенности, из серебряного века) чтобы реализм был так тесно связан с романтизмом. Это два совершенно разных направления.

Вторую книгу стихотворений он напишет в период с 1904 по 1908 год, там переплелись его личные мысли и переживания на тему революционных событий, серьезно повлиявших на поэта. К тем же мыслям можно отнести его сборники «Родина», «На поле Куликовом», «Земля в снегу», поэмы «Скифы», «Возмездие». В них отражены боль к народу и любовь к ней.

Философия творчества

Свою философию творчества и символистское мироощущение Блок выразил в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910), на которую обрушился Брюсов. Эти записи являются показателем художественно-символистского мышления. «Символистом можно только родиться»,  – аргументирует Блок. И поэтому правильно понять символиста может только символист. Солнце «наивного реализма» уже закатилось и «осознать что бы то ни стало вне символизма нельзя».

Быть настоящим художником, по Блоку, «значит выдержать ветер из миров искусства», творить — вот что хотел донести поэт, творить, несмотря ни на что, держать штурвал и плыть не только по течению, а плыть, как велит сердце художника во время бурь и в тиши.

Отношение автора к революции

Октябрьская революция, 1917 год. Александр Блок занял активную твердую гражданскую позицию, его имя часто фигурировало в печати, и новая власть выбирала поэта в различные комиссии и комитеты на должности. У Блока была возможность уехать из страны и отстраниться от всех веяний народа, но так как он являлся гражданином с большой буквы, он часто размышлял на тему революций, и эти мысли он мог выносить в свое творчество, находясь внутри революционной бури. Оставаясь не только поэтом, но и критиком, он опубликовал в эти годы книгу под названием «Последние дни Императорской власти».

1918 год столь же плодотворен: выходят такие поэмы как «Скифы», «Двенадцать», лирические стихотворения «Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника», фельетоны «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати». Заработок оставлял желать лучшего и, естественно, литература не приносила его, поэтому поэт пошел на государственную службу. Государственная служба для Блока была как выражение своей точки зрения государственный строй страны, но это его и погубило: поэт тяжело заболел, и ему не дали отпуск за границу, как он хотел.

Последнее произведение, опубликованное поэтом, были «Скифы», в нем мы чувствуем уставшего человека, позднего поэта-романтика. Ему уже нечего было добавить читателям, и после этого он завершил свое творчество.

В феврале 1921 года, на вечере памяти, посвященному Александру Пушкину, Блок выступил со своей известной речью «О назначении поэта». После этого последовал его окончательный разрыв с советской властью. Он эмигрировал и умер на чужбине, завещая потомкам уничтожить все экземпляры поэмы «12». Блок разочаровался в идеалах революции и горько оплакивал прошлое России.

Краткий анализ некоторых произведений

«О весна, без конца и без краю…»

Поэт писал и о природе. Например, стихотворение «О весна, без конца и без краю…» наполнена утверждениями и восклицаниями. Он принимает не только весну со всеми ее настроениями, но и глобально — жизнь. Принимает ее со «щитом» в руках, с рабами, с несвободой, любит и тоскует о ней. Лирический герой готов встретиться с ней глаза в глаза и не собьется с пути, стихотворение – это символ любви к жизни. Пьянящая весна не всегда на его стороне, но герой — всегда. Она может враждовать с лирическим героем, идти против и уносить течением, но все это не сравнится с ее любовью. «Все равно-принимаю тебя!» — говорит лирический герой.

«Мне страшно с тобой не встречаться…»

Одно из любимых стихотворений читателей Блока «Мне страшно с тобой не встречаться» Лирический герой потерян, он не знает, где он, и спят или живут люди — не понимает, где оказался. Он уверен лишь, что есть храм, и в этом храме – Она. Она не с ним, но точно в таком святом месте как церковь. Герой потерян, он «уловил печаль», мы не знаем, что у него случилось и куда он идет, но он идет — это известно точно. В его ушах раздаются звуки, и Блок сравнивает их со звуками «больших похорон». Яркие эпитеты и незабываемые сравнения — вот мастерство Блока. Герой замечает также, что хмурое небо покрыло и даже храм, но он остается храмом, и там, в нем, есть что-то чистое и спокойное, животворящее, но оно там — не с ним.

«Моей матери»

Поэт писал о маме с откровенностью художника. Стихотворение «Моей матери» проникнуто тоской, и лирический герой пытается «проникнуть взглядом» в те, незабываемые дни своего детства. Герой называет свою душу мятежной, ожидающей дары от «лазурного Бога», через все стихотворения поэта лейтмотивом проходит чувство прошлого, ушедшего и, может, когда-нибудь вернувшегося, но трагически-печального.

Таким образом, творчество Блока можно классифицировать следующим образом. Юный Блок – это чистый символизм, без экспрессивности и идеологических мыслей. Все проникнуто чувственностью, и лирический герой «прогуливается» лишь по строчкам его стихотворений. Поздний Блок тяжело переживает трагическую участь народа и это уже, скорее, реалист. Блок удивителен еще и тем, что писал не только для взрослых, но и для детей. Например, в его сборники вошли такие стихотворения как: «Круглый год», «Сказки» (1913 год).

Автор: Аида Убиева

Автор: · Опубликовано 06.05.2017 · Обновлено 13.07.2017

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Автор: Вероника Пакшина

Сегодня на уроке мы:

1. Поговорим о поэте Александре Александровиче Блоке.

2. Познакомимся с основными мотивами его лирики.

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге.

image001.png

Отец, Александр Львович Блок, − юрист, профессор права Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна, урождённая Бекетова − переводчица, дочь ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова.

Родители развелись, и Саша рос в доме своего деда, отца матери. Каждое лето семья выезжала в Шахматово – имение Бекетовых под Москвой.

В 1889 году Саша был отдан во Введенскую гимназию.

Закончив гимназию, Александр поступает на юридический факультет Петербургского университета. Через два года молодой Блок переходит на славяно-русское отделение филологического факультета.

В гимназии и на первых курсах университета Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры».

Товарищем деда по университету и соседом по даче был великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев. В 1903 Блок женился на дочери Менделеева, − Любови Дмитриевне Менделеевой. Ей была посвящена первая книга стихов поэта «Стихи о Прекрасной Даме».

«Сочинять стихи» Блок начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; «серьёзное писание началось около 18 лет».

Впервые стихи Блока были напечатаны в 1903 году, в петербургском журнале «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы». Альманах «Северные цветы» публикует цикл «Стихов о Прекрасной Даме».

Революцию Блок принял восторженно. В январе 1918 он пишет свою знаменитую, переведённую на многие языки мира, поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы». В статье «Интеллигенция и революция» Блок призывал своих собратьев-интеллигентов «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» слушать «великую музыку будущего», «величавый рёв и звон мирового оркестра» — «слушать Революцию».

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь! («Двенадцать»)

В последний раз — опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира! («Скифы)»

Одним из первых среди писателей Блок начинает работать в советских учреждениях. Его назначают на руководящие должности: председатель репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения), член редакционной коллегии издательства «Всемирная литератуpa» под руководством Максима Горького. С 1919 года работает председателем режиссёрского управления Большого драматического театра. С 1920 года председатель Петроградского отделения Союза поэтов.

Тяжёлая работа, бытовые трудности привели к апатии, подавленности, мрачному настроению.

В мае 1921 Блок заболел воспалением сердечных клапанов. 7 августа 1921 года он скончался.

Сначала тело поэта захоронили на Смоленском кладбище.

После снятия блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны останки поэта были перенесены на Литературные мостки Волкова кладбища в Петербурге. На Смоленском кладбище оставлена символическая могила – кенотаф.

Литературную деятельность Блока можно разделить на пять периодов.

В первый период (1897—1904 гг.) поэт увлекался мистическим символизмом. Он пишет стихи о «Прекрасной даме». В них — переживания влюблённого, культ «вечной женственности»:

В передзакатные часы

Среди деревьев вековых

Люблю неверные красы

Твоих очей и слов твоих.

Я и молод, и свеж, и влюблён,

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клён,

Неизменно склонённый к тебе.

В стихах той поры – веяния эпохи рыцарей, романтика, ожидание какой-то «лучшей», новой эры на земле:

Всадник в битвенном наряде,

В золотой парче,

Светлых кудрей бьются пряди,

Искры на мече.

Так стоит в кругу серебристом,

Величав, милосерд и строг.

На челе его бледно-чистом

Мы читаем, что близок срок.

Во второй период (1904-1907 гг.) блоковский романтизм сталкивается со «страшным миром».

Во второй книге – «Нечаянная радость» — стихи уже более «приземлены». Романтика и восторг Прекрасной Дамой уступают место показу контраста роскошной жизни богатых и нищенского существования бедных:

Работай, работай, работай:

Ты будешь с уродским горбом

За долгой и честной работой,

За долгим и честным трудом.

Под праздник – другим будет сладко,

Другой твои песни споет,

С другими лихая солдатка

Пойдет, подбочась, в хоровод.

Третий период в творчестве Блока (1907-1916 гг.) – это постепенный путь от романизма к реализму. Можно выделить три основных цикла тем той поры:

1) Разочарование после подавления революции 1905 года, душевная пустота:

Я обрываю нить сознанья

И забываю, что́ и как…

Кругом – снега, трамваи, зданья,

А впереди – огни и мрак.

Все к пропасти стремятся безнадежной,

И я вослед.

Жизнь пустынна, бездомна, бездонна…

2) Неонародничество – «любовь до боли» к России, ее прошлому, настоящему и будущему. Блок представляет Россию прошлого – деревенской, вольной, даже дикарской.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первые любви!

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

3) Гневный протест против реакции:

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Гроба, наполненные гнилью,

Свободный, сбрось с могучих плеч!

Пусть день далёк — у нас всё те ж

Заветы юношам и девам:

Презренье созревает гневом,

А зрелость гнева — есть мятеж.

Четвертый период (1917—1918 гг.) можно назвать революционным романтизмом Блока. Блок принял Октябрьскую революцию всей душой. Все его произведения этого периода созданы под влиянием революции. Главными являются поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

Все сочувствие Блока на стороне 12 красногвардейцев, во главе которых идет Христос с кровавым флагом. Христос для Блока —  высшая правда, высший суд на земле. И эта правда на стороне солдат и крестьян, которые сметают старый мир.

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Впереди — с кровавым флагом,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Стихотворение «Скифы» написано во время переговоров в Брест-Литовске. Блок сравнивает Европу и Россию. Европа – цивилизованная, сытая, жадная до чужих земель. Она на протяжении всей истории неоднократно пыталась покорить «дикую» Россию:

Вы сотни лет глядели на Восток

Копя и плавя наши перлы,

И вы, глумясь, считали только срок,

Когда наставить пушек жерла!

А скифская Россия призывает к миру и братству народов. И только в случае отказа от мира утверждает, что всегда сумеет постоять за себя.

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные обьятья!

Пока не поздно — старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем — братья!

А если нет — нам нечего терять,

И нам доступно вероломство!

Века, века вас будет проклинать

Больное позднее потомство!

Последний период – пятый (1918-1921 гг.). Блок несколько разочарован результатами революции. Его революционный романтизм истощается.

К тому же, поэт серьёзно болен. Физические силы тоже истощены. Лирика Блока уже не привлекает, как раньше. Последняя книга, которая вышла при жизни поэта, — «Рамзес», сцены из египетской жизни.

Пророк

О, Египет, Египет, Египет! Горе, горе тебе! От одной горной цепи до другой горной цепи разносишь ты плач и стоны детей и жён твоих. Горе тебе, народ грешный, народ, отягчённый беззаконием, племя злодеев, дитя погибели!

Свой девиз Александр Блок определил в собственных строках.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Александр Блок – великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: “Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха”. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи.

Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.

Испепеляющие годы!

Бездумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть.

Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.

На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два “магических” слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях “Прекрасная Дама”, “Незнакомка”, “Нечаянная радость”.

Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.

Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в “Незнакомке” перед нами один символический ряд: “шляпа с траурными перьями”, “перья страуса склоненные”, скрывающаяся “в туманном… окне”, за “темной вуалью”, “незнакомка”. В позднем стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…” образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.

Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: “твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: “и бросил в ночь заветное кольцо”, “синий плащ”, “летели дни, крутясь проклятым роем”. В стихотворении упоминается единственная деталь туалета – “синий плащ”. Его не просто надевает любимая – в него “она печалью завернулась”.

Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. “… В сырую ночь ты из дому ушла”, – уход любимой осязаем и конкретен.

Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.

Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.

Закат в крови!

Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь.

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока – не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто “цыганщины”, а большого литературного стиля:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,

Непробудные, дикие сны,

И твоя одичалая прелесть

Как гитара, как бубен весны!

Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:

Отложила молодица

Зимнюю кудель…

Поглядеть, как веселится

В улице апрель!

Раскрутился над рекою

Красный сарафан,

Счастьем, удалью, тоскою

Задышал туман.

Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме “Возмездие” целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь – без начала и конца. Нас всех подстерегает случай…” Или: “Он, утверждая, отрицал, И утверждал он, отрицая…”

В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Мастерски поэт использует цветовые метафоры: “желтые и синие” , “зеленые” . Здесь “желтые и синие” олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.

Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: “Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир”.

Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Тема Родины в поэзии Блока

Хорошо известна поэтическая метафора: “Родина-мать”. Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется “олицетворением”.

Так, образ Правды может предстать в виде женщины в отрепьях, что символизирует ее гонимость и неприкаянность, а образ Справедливости – в виде женщины с весами в руках и завязанными глазами, чтобы подчеркнуть ее беспристрастие.

Образ Родины в поэзии Александра Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.

Вот его стихотворение “Россия” из цикла “Родина”: “А ты все та же – лес да поле,/Да плат узорный до бровей…” Сначала это как будто земля, страна, пространство – лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению – “плат узорный до бровей”. Перед нами женщина – и в то же время страна, это земля – и возлюбленная, это мать – и жена.

Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная – и всегда узнаваемая: светлая жена – и чаровница, ожидающая – и призываемая.

Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:

В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь не стучась…

Обнимет рукой, оплетет косой

И, статная, скажет: “Здравствуй, князь”.

Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле “На поле Куликовом”:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Она – соратница и заступница:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

Она – нищая царевна, зачарованная и вольная, она – “разбойная краса”, но она же и чудовищная маска из стихотворения “Русь моя, жизнь моя…”. “Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни…” Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение “На железной дороге” тоже включено в цикл “Родина”, но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.

Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно…” написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Люблю Отчизну я, но странною любовью…”. Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее, Лермонтов любит вопреки “славе, купленной кровью”, вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи.

Он любую ее любит больше всего на свете, она для него – единственная.

И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:

Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму.

Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.

Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок “…принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Ее уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте”.

Художественные особенности лирики Александра Блока« Особиста лірика і лірика громадянська у творах БайронаКраткое содержание поэмы Калидасы “Рождение Кумары” »Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/biografii/zhizn-i-tvorchestvo-aleksandra-bloka/
  • https://literaguru.ru/analiz-tvorchestva-aleksandra-bloka/
  • https://videouroki.net/video/37-a-a-blok-rasskaz-o-poehte-svoeobrazie-liriki.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/xudozhestvennye-osobennosti-liriki-aleksandra-bloka/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт