«Послушайте» — анализ стихотворения В.В. Маяковского

Меню статьи:

Текст стихотворения

История

Творчество Маяковского всегда было неоднозначным. Его принимал и очень ценил Сталин, и называл его талантливейшим поэтом. Сталин насильно внедрял творчество Маяковского по всей стране, к огорчению многих других поэтов и писателей. И все же Маяковский больше, чем только поэт революции. Он писал стихи и издавался еще до «Великой Октябрьской».

Стих «Послушайте» Маяковский написал в 1914 году, когда поэту исполнился 21 год, спустя год после того, как вышел его первый сборник «Нате».

Поэт был молод и еще не научился «кричать свои стихи с трибуны» и провозглашать лозунги. Позже, когда Маяковский «пропитается идеями», будет мечтать о всемирной революции, он начнет чаще писать утвердительные строки, научится рекламе, за что не раз его будут осуждать в творческих кругах.

Личная жизнь Маяковского также изменится, превратившись в «любовный треугольник», нередко заставляющий его страдать и ожесточаться. Но в этот период поэт еще ищет себя, не разрушая, а пытаясь понять мир вокруг, а также самого себя.

Стих появился незадолго до второй мировой войны, в то время, когда в народе все больше преобладали безверие и «зацикленность» на материальных ценностях.

Это были годы, когда даже церковь дискредитировала себя настолько, что уже через три года, во время революции, люди из народа с жестокостью убивали священников, с агрессивной радостью встречая весть о том, что Бога нет, и нет необходимости отвечать за свои поступки перед Вечным Судьей.

Маяковский своим «Послушайте» призывает людей поднять голову над бытовым, мещанским образом жизни и мышления, подумать о том, что выше быта и «полуденной пыли».

Тема стиха

«Послушайте» – это стих – монолог, попытка заставить задуматься о том, что важна не одна материальность. Понять, что существует нечто большее, возвышенное. Он говорит о людях, способных видеть красоту. Тех, для кого прекрасное жизненно необходимо.

Для этих людей звездное небо очень ценно и важно, а значит, есть смысл всем людям поднять глаза над суетой этого мира и увидеть нечто больше, чем «плевочки» на небе. Попытаться понять это «большее».

Poslushajte-tekst-Mayakovskogo-1.jpg

В коротком стихотворении нет ни слова лишнего. Каждое слово несет в себе эмоциональную наполненность и философский смысл.

Со свойственной Маяковскому экспрессией, поэт повествует о молитве лирического героя. Он не молится тихо в храме, но «врывается», «плачет», «просит»…

О Боге Маяковский также повествует как о труженике. Одним словосочетанием «жилистая рука» поэт рассказывает целую повесть о том, что Бог каждый день трудится в нашем мире. Всякая материя на нашей земле разрушается, если разум и творческая энергия не воздействует на нее. Но земля обновляется каждый день, и через это всякий, кто честно готов смотреть, видит вмешательство разума Творца. Библия говорит о творящем Слове: «…нынешние небеса и земля, содержатся тем же Словом…» (2 Пос. Петра 3:7).

Но Маяковский видит труд Творца на нашей земле как жилистую, натруженную руку. И это реальность поэта, который не приемлет ничего поддельного, напускного и фальшиво-гладкого. Для него ближе образ Бога трудящегося, каждый день зажигающего звезды, а не наблюдателя, однажды запустившего процесс.

Poslushajte-tekst-Mayakovskogo..jpg

Лирический герой уверен, что не обязательно звезды будут загораться каждый вечер. Если не просить и не желать, то можно не увидеть ни одной звезды, а для героя это очень важно, поэтому он готов прилагать усилия к тому, чтобы получить то, что ему необходимо.

Композиция

Стих написан в форме монолога. Лирический герой обращается ко всем, кто может его услышать. Это просьба услышать его, задуматься о том, что может дать иной, более высокий смысл существованию человека.

В стихотворении не прослеживается одной четко выраженной линии. Его можно разделить на три смысловые части. Рассуждение о том, что звезды нужны людям и на молитву к Богу, призыв, просьбу о том, чтобы звезда загорелась, хотя бы одна и вывод в конце стиха.

Стихотворение напоминает античную риторику, словно было написано по ее правилам (тезис – обоснование – утверждение).

На строфы стих не делится, композиция кольцевая, рамочная. В начале и в конце используются похожие выражения, в то же время они несут развитие мысли автора.

Основной герой произведения

Стих хочется не читать, а слушать, ведь это обращение лирического героя к слушателям. Сначала он задает риторический вопрос, затем рассказывает о третьем лице, который является главным героем произведения.

Стихотворение «Лиличка» Владимира Маяковского написано в форме монолога-обращения лирического героя к своей возлюбленной. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Лирический герой, который в данном произведении является и автором, рассказывает, как важны звезды для главного героя. Он задыхается в дневной пыли и рвется к Богу «на аудиенцию», он ждет вечера, когда сможет увидеть звезды и подняться над суетой этого мира. Он не может выдержать мысли о возможности не увидеть звезд.

Лирический герой показывает очень деятельного человека. Он не считает, что можно молча страдать и сетовать на судьбу, если то, чего тебе не хватает, находится вне твоих возможностей.

Этот «кто-то» не ждет, не молчит, он «врывается», «боится, что опоздал», «Плачет», «целует жилистую руку» Бога, «просит». Это человек деятельной веры, просящий у Творца того, что ему необходимо, и получающий этот дар каждый вечер – звезды загораются.

Просьба увенчалась успехом. Но еще до того, как этот человек видит долгожданную звезду, он уже ходит «спокойный наружно», хотя его внутренняя тревога не проходит.

Остальные люди получают результат его усилий и не знают о том, что звезд могло и не быть. Но главного героя это не волнует. Для него важно мнение одного человека. Он только у кого-то одного спрашивает: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!”

Второстепенные герои

Можно было бы назвать второстепенным героем самого рассказчика – лирического героя, ведь он остается за кадром. Но все же в этом стихотворении он, скорее, второй главный герой, а не второстепенный.

Основная идея стиха

Маяковский написал стих в то время, когда многие люди теряли веру, были озлоблены и растеряны. Поэт взывает к людям, прося их вернуться к высшим ценностям, не погружаться в рутину материальности.

Человек создан, чтобы жить между двумя мирами, получая информацию из духовного мира, воплощать идеи в физическом мире, и любой дисбаланс нарушает гармонию.

Если человек улетает только в духовность, он отказывается от важной части своей жизни и теряет свое предназначение. Также если он погружается только в материальность и живет животными потребностями, упускает прекрасную часть себя. Покой и ощущение счастья возможно только тогда, когда человек «стоит на своем месте» и поддерживает баланс между духовным и материальным.

Поэт обращается к тем, кто погряз в материальности, забыв о духовных потребностях, призывая их поднять голову к небу, увидеть звезды, задуматься о том, что можно жить иначе и получить большее счастье, чем только сытый желудок, крышу над головой и возможность размножения.

Поэт призывает действовать и видеть звезды, делиться радостью достижений в мире поэзии, в способности видеть звезды и участвовать, пусть даже косвенно в процессе их зажигания. Ведь, по мнению поэта, если бы не было тех, кто просит о звездах, то Бог не зажигал бы их на небосклоне.

Можно понимать поэта как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь «звезды» талантов людей тоже зажигаются в нашем мире; и их видят и ценят только те, кто желает иметь больше, чем пищу и кров. Те, кто ищет высшего.

Форма произведения необычна, но характерна для футуристической литературы. Это позволяет стиху выделиться на фоне других философских произведений.

Звезды, являющиеся центральными в этом стихотворении, можно воспринимать как реальные физические, а также как аллегорию – как поэтов, художников, тружеников искусства, тех, кто помогает людям подняться над обыденностью.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Также мы видим в нем элементы послания. Тонический стих, большинство строк которого не рифмуется, разностопный ямб. Часть строк имеют рифмовку АВАВ.

Автор использует метафоры: «Врывается к Богу», «называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают» «метели полуденной пыли».

Также использует эпитеты «полуденная пыль», «ходит тревожный, но спокойный», «жилистая рука».

Средства выразительности

Первое же обращение, прерванное восклицанием, заставляет остановиться и обратить внимание на будущую речь. Дальше автор задает риторические вопросы и уверен, что на них можно дать только утвердительный ответ.

Рассказчик развивает сюжет – некто тревожится и боится, что вечером, после окончания пыльного рабочего дня, звезды не появятся на небосклоне. Тогда он бежит к Богу, врывается в тревоге и просит, целуя Его натруженные жилистые руки. Он не представляет себе вечера без звезд.

Стих «Скрипка и немного нервно» Владимира Маяковского отличается шутливым характером, поэтому было бы закономерно счесть «Скрипку…» шуткой. Впрочем, читатель может узнать больше об этом произведении, ознакомившись с его описанием

Знаками препинания, словами, расположенными лесенкой, автор добивается максимального эмоционального накала. Он словно спорит, доказывает, пытается донести свою истину до всех и каждого.

В этом стихе автор не кричит, но пытается убедить уговорить, заставить переосмыслить привычный взгляд на жизнь, используя знаки препинания, расставляя интонационные акценты, и словно сомневаясь, что его поддержат, переспрашивает «Да?!»

Маяковский как всегда смешивает возвышенное и земное. Звезды, Бога, «жилистую руку» и «метель полуденной пыли».

Языковые особенности стиха

В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.

Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.

Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.

Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.

Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…

Отзывы критиков

«Едва ли найдется в истории другой пример того, чтобы человек, так далеко ушедший в новом опыте, в час, им самим предсказанный, когда этот опыт, пусть и ценой неудобств, стал бы так насущно нужен, так полно бы от него отказался. Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принужденное и пустое, навсегда останется для меня загадкой.

Тут была та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни, в любом направленьи, без которой поэзия — одно недоразуменье, временно неразъясненное.

Содержание:

Краткая история создания

1914 год — время написания стихотворения — являлся для молодого поэта Владимира Маяковского переломным в плане творчества. Именно в тот период Маяковский начинает отходить от старых литературных традиций и норм, делая выбор в пользу создания стихов «нового поколения», футуристического искусства. Созданию этой баллады предшествовали такие события:

  • В 1912 году состоялось первое публичное выступление поэта перед публикой в артистическом кафе-подвале «Бродячая собака».
  • В 1913 году — выпуск первого сборника стихов Маяковского, кратко озаглавленного «Я», а также последовавший за ним сборник «Нате!», принёсший ему известность.
  • В январе 1914 года поэт принял участие в футуристической олимпиаде. В этом же году он был исключён из училища.

В дореволюционном периоде творчества поэта заметны черты неоромантизма, переосмысления человеческой жизни и судьбы, обращение к библейским мотивам. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте» показывает существенное отличие этого произведения от уже созданных — в особенности, мягкая доверительная интонация, отсутствие гневного осуждения или обличения пороков общества и людей, а также надежда на будущее.

Важно понимать тот факт, что на момент создания стихотворения в России ещё не произошла Октябрьская революция, потрясшая всю страну.

Этим частично объясняется довольно светлый колорит стихотворения, в котором Маяковский выдвигает на первый план не большевика или рабочего, а человека философа, размышляющего над вечными вопросами.

Элементы полемики

Одной из особенностей этого стихотворения является его строй речи, более соответствующий острой дискуссии или полемике, нежели лирическому произведению. Маяковский мастерски выстроил реплики таким образом, что возникает ощущение спора, в котором один из оппонентов безуспешно пытается доказать свою правоту, подыскивая убедительные доводы.

В пылу обсуждения лирический герой после восклицания трижды повторяет свой вопрос, стараясь убедить воображаемого собеседника: «Значит — это кому-то нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит, кто-то называет эти плевочки жемчужиной?»

Именно в попытке убеждения кроется надежда поэта на понимание со стороны людей, ведь без неё лирический герой не стал бы так увещевать и обращаться к своему слушателю. Особенно остро чувствуется эмоциональный накал ближе к концу стихотворения, когда поэт риторически спрашивает «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!». Можно подумать, что подобные обращения адресованы какому-то конкретному лицу, к которому это стихотворение могло быть направлено.

Особенности композиции

Слова и строфы в произведении располагаются типичным для поэта способом — посредством «лесенки», когда слова часто начинают новую строку, приковывая к себе внимание и прибавляя значимости, весомости. В стихотворении «Если звёзды зажигают» Маяковский также использовал неочевидное чередование слогов (называемый белым стихом). Также у стихотворения имеются следующие особенности:

  • Стихотворный размер — тонический стих (акцентная система).
  • Кольцевая композиция.
  • Часть строф не рифмуется, часть имеют перекрёстную рифму.
  • Жанр произведения — элегическое послание-монолог.
  • Тема стихотворения — размышления о человеческой жизни.
  • Композиционные особенности — монолог-обращение, который можно разделить на 3 части без видимого деления посредством строф.

Смысловые части произведения делятся следующим образом: экспозиция с риторическими вопросами Богу, вмешательство главного героя, а также благодарность Богу за то, что он «зажигает звёзды». Некоторые литературоведы считают, что главной тематикой стиха в первую очередь является не человеческая жизнь и судьба, а искусство (которое в качестве метафор обозначено в виде «звёзд», «плевочков» и «жемчужинок»).

Также некоторые исследователи отмечают у этого стихотворения такую особенность, что оно лучше воспринимается, если его прочитать вслух.

В отличие от простого чтения, гласное произнесение стихов Маяковского позволит лучше усвоить его непривычную для многих ритмику и слог.

Стилистические нюансы

Главной стилистической чертой стихотворения, часто оставляющей неизгладимое впечатление у слушателей, является эмоциональная спонтанность, подчёркиваемая сбивчивостью и торопливостью речи. Герой произведения не просто взволнован, он поражён важностью затрагиваемого вопроса и стремится своим чувственным монологом привлечь внимание людей.

Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.

Средства выразительности

Несмотря на небольшой объём стихотворения Маяковского «Послушайте», анализ показывает наличие множества поэтических и художественных приёмов, направленных на усиление образности произведения. В первую очередь внимание читателя или слушателя приковывается к образу звёзд, которые являются ключевой метафорой всего стиха; именно их причина возникновения будоражит ум поэта и вызывает у него бесчисленные вопросы. С литературной точки зрения, Маяковский использовал в своём стихотворении следующие приёмы:

  • Сравнение («звёзды» — «плевочки» — «жемчужины»).
  • Эпитеты — «тревожный, но спокойный наружно», «беззвёздная мука», «полуденная пыль».
  • Соблюдение пауз и ударения (как стиховых, так и психологических).
  • Включение элемента фантастики — «врывается к Богу».
  • Использование экспрессивных глаголов, подчёркивающих динамику действия лирического героя — «плачет», «просит», «клянётся».
  • Анафора — троекратное повторение «значит».

К удивительным моментам также можно отнести практически полное отсутствие в стихотворении неологизмов, столь любимых Маяковским. Следует отметить уникальное соединение метафор — возвышенного и приземлённого («божественного» и «человеческого»), как, к примеру, «жилистая рука» Бога, «звёзды» — «плевочки» и пр.

На протяжении всего стиха встречается лишь одно повествовательное предложение, которое утопает в эмоциональных взрывах поэтических реплик. При этом Маяковский использует то монолог, то обращение к слушателю. В произведении множество знаков препинаний, тире, подчёркивающих недосказанность автора, а также указывающих на сумбурность, характерную для людей, охваченных чрезвычайным волнением и энтузиазмом.

Для подчёркивания важности цели человека, который стремится узнать у Бога ответы на свои вопросы, Маяковский использует множество однородных глаголов подряд.

Выразительный эпитет «в метелях полуденной пыли» подчёркивает спешку лирического героя, поднимающего за собой не просто пыльные клубы — метель.

Смысловой анализ

Первую часть стихотворения представлен в виде размышления лирического героя о Боге — «Значит, кто-то хочет, чтобы они были?». Маяковский спрашивает о необходимости существования мироздания в целом, задаёт вопросы себе, и для ответов отправляется к Создателю («Надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу»). Метафорой «жилистая рука» подчёркивается близость высших сил к человеку, ведь жилистые руки чаще всего встречаются у рабочих и трудяг.

Во второй части произведения он врывается не только для удовлетворения любопытства, но и чтобы просить Бога создать звезду («Чтоб обязательно была звезда!»), без которой жизнь не имеет смысла. В этом контексте под «звездой» можно понимать и искусство, без которого человеческое существование становится пресным и однообразным.

Далее поэт обращается к неизвестному лицу, которое может представлять собой того редкого единомышленника, задающегося аналогичными вопросами — «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!». Вопросительно-восклицательное предложение является скорее попыткой успокоить самого себя, встревоженного думами о жизненном пути человечества. Поэт уясняет для себя один из важнейших принципов жизни — важно быть для кого-то полезным, необходимым; с этим сходна точка зрения, что в этом стихе Маяковский выразил свои глубинные сомнения по поводу нужности его творчества людям (несмотря на внешнее бахвальство и демонстрируемую самоуверенность).

В конце концов, в третьей части стихотворения лирический герой вновь возвращается к заданному вопросу, который уже звучит более обнадёживающе, чем в экспозиции («Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»).

Прослеживается невысказанная мысль на прощание: если посреди ужасающей действительности всё-таки зажигаются звёзды, значит, у человечества всё же есть надежда на будущее, что бы ни случилось.

Что характерно, высокие образы в произведении не только подчёркнуты «приземлёнными» метафорами, но и сопровождены урбанистическими образами — звёзды, парящие в небесах, «зажигают над крышами», будто фонари, Бог, который в начале стиха подразумевается как некто («кто-нибудь»).

Всё стихотворение в целом является одной развёрнутой метафорой, сквозь которую нанизан мотив одиночества человека в чуждом для него мире. Сравнивая звёзды с человеческой жизнью, которую тоже «кто-то зажигает», Маяковский подводит читателя к выводу, что «раз кто-то называет эти плевочки жемчужиной», то смысл жизни художника в универсальном смысле — творить для людей, подобно звезде, освещая их путь.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · 29.11.2018

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – знаменитый поэт Серебряного века. Он примыкал к футуристическому течению, был одним из его идейных вдохновителей. Помимо поэзии, он работал в прозаических и драматических жанрах, был художником и даже играл в кино. Но Многомудрого Литрекона сильнее всего впечатляют его стихи, особенно лирика, и поэтому он вновь обратил свой взор на стихотворение мэтра.

История создания

В своих поэмах и стихотворениях Маяковский изображает сильную личность, независимую от мнения окружающих. Его кричащая желтая водолазка, экспрессивные публичные выступления отражали внутренний мир человека огромного масштаба, невиданной энергии и яркой индивидуальности.

Но эксцентричный бунтарь был непревзойденным лириком. Лирический герой стихов Маяковского – этакий неуклюжий романтик, способный забрать любимую с собой «одну, или вдвоем с Парижем». И не только любовное чувство побуждает поэта искренне восторгаться и созерцать. Душевное стихотворение «Послушайте» — история человека, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлением.

Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего. Уже тогда в поэзии Маяковского появлялись богоборческие мотивы. Поэт выдвигает человеческую индивидуальность на первый план, или хотя бы приравнивает к Создателю.

Жанр, направление, композиция и размер

«Послушайте!» обнаруживает черты элегического послания, к чему нас отсылает само начало текста («Послушайте! Ведь, если звезды зажигают- значит — это кому-то нужно?»). Также можно говорить о присутствии в тексте элементов исповедального монолога главного героя.

Поэт избирает форму кольцевой композиции. Эту особенность конструкции определяют самое начало и финал текста:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

«Лесенка» — форма, которую избирает футурист для своего стихотворения «Послушайте!». Неточные рифмы перемежается с точными перекрестными (по схеме АВАВ), которые обнаруживают себя через три строки:

Значит — кто-то хочет, чтобы они были? <…> в метелях полуденной пыли; целует ему жилистую руку,<…> не перенесет эту беззвездную муку! и т.д.

На тех участках текста, где рифма точная, рифмовка женская (ударяемый предпоследний слог).

Четкого классического стихотворного размера нет (сложно установить наличие ямба, хорея, дактиля, анапеста и амфибрахия). Футурист использует любимую им форму акцентного стиха.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это осознанный вопрос о происхождении и необходимости звезд на небе. Поэт считает, что звезды на небе зажигает Бог, но задача человека попросить его об этом. Антропоморфные черты Бога указывают на его равенство с людьми: на это указывает «жилистая рука» божества. Личность может попросту ворваться к Всевышнему, попросить, прикоснуться к его «жилистой руке», и звезды будут.

Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни, смысла всех самых поразительных явлений природы и их значения для частной личности. Автор отвечает на вопрос, кто зажигает звезды: Бог. И зачем – потому что это нужно человеку. Все, что делает Создатель, он творит ради нас. Наблюдение за звездным небом способно дать людям найти свой смысл существования.

Средства художественной выразительности

В стихотворении есть как синтаксические средства выразительности, так и лексические.

Открывается текст риторическим восклицанием (синтаксическое средство художественной выразительности): «Послушайте!». Затем — три риторических вопроса:

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? /Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Завершается текст также риторическим вопросом, образуя кольцевую композицию:

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»

  • «Послушайте!» является развернутой метафорой путешествия человека к Богу и постижения им ясности существования.
  • Метафоры: «в метелях полуденной пыли», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают». Метафора «в метелях полуденной пыли» отсылает нас к образу раскаленного, пыльного города или пустыни, где ветер гоняет столбы пыли, словно снежные барханы.
  • Эпитетов немного, но они являют яркие образы: «полуденная пыль», «жилистая рука», «беззвездная мука», «тревожный, но спокойный наружно».
  • Единожды присутствует сравнение звезд с жемчужиной.
  • Помимо прочего, Маяковский применяет прием единоначатия (т.н. анафора): «значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?». Анафора усиливает динамизм, переживания героя, показывает его радость открытия.
  • Помимо анафоры, на динамику действия работают однородные глагольные сказуемые: «врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется…»

Маяковский на редкость избегает излюбленных неологизмов, но выбранная им интонация подчеркивает предназначение стихотворения для чтения на публике.

Автор: Елизавета Коробихина

Анализ стихотворения «Послушайте!» (В.В. Маяковский) – это анализ внутреннего мира поэта, такого многогранного и сложного, многим непонятного. Сложно поспорить с тем, что личность Маяковского довольно неоднозначна и интересна. Ведь разве можно найти в истории русской литературы другого такого поэта, которого одновременно любили и ненавидели, превозносили его талант и не воспринимали его творчество, уважали и высмеивали. Да и сам он, ярый футурист, отторгал устаревшую, как он считал, культуру, но и культура в образе старших собратьев по цеху не принимала его.

Всем известны революционные плакаты и листовки Маяковского, хотя сложно сказать, как поэт относился к кровавой перестройке общества. Но точно можно сказать, что он сам каждый день в каждой строке делала эту революцию листовками, плакатами. Это то, что известно многим, что приходит на ум первым при упоминании этого поэта. Поэтому мы и привыкли воспринимать творчество Маяковского через призму его революционных произведений. Однако неправильным было бы считать всю его поэзию площадной, ведь наравне с революционными лозунгами есть у поэта и стихи о любви, нежные и пронзительные, с личной трагедией автора в каждом. Есть и философские произведения. В своих стихотворениях Маяковский открыл и образ нового человека: поэта и гражданина. На рубеже веков в период глобальных социальных и политических перемен он пытается найти свое место и предназначение. Время было сложным, потому, наверное, оно сформировало такую неординарную, но однозначно гениальную, личность поэта Маяковского. Потому и вызывает его творчество такие бурные противоречивые чувства у читателей.

В стихах Маяковского необычно и ново все: тема, форма, подача. Это удивляет, кого-то отторгает, а кого-то притягивает. Но совершенно точно одно: к стихам этого поэта невозможно оставаться равнодушным, а вот чтобы проникнуться ими и понять их до конца, нужно понять и личность автора.

«Послушайте!» – одно из самых известных и удивительных стихотворений раннего Маяковского. История его написания тесно связана с мироощущением поэта, с трагедией одиночества и самоопределения. Всего двадцать лет было Маяковскому, когда он написал «Послушайте!». Он молод и уже известен в кругах поэтов и писателей. К 1914 году, когда было написано данное произведение, Маяковский уже впустил первый сборник стихов «Нате», состоявший всего из четырех произведений. Но уже, как разноцветная мозаика, складывались мнения о молодом поэте. И наверное, слишком много было непринятия его поэзии, слишком многие отвергали и не понимали его стихи, что так горько и одиноко было их автору. А ведь главная тема стихотворения «Послушайте!» – это тема одиночества. Она основа, в которую вплетены тема поэта в обществе, тема Бога и тема поэзии.

Стихотворение на первый взгляд сложное для восприятия. Это потому, что его образы неоднозначны и их можно понимать по-разному. Но в этом стихотворении весь Маяковский, молодой, талантливый, амбициозный. Первым же словом в стихотворении, выкриком, как это умел только он, привлекает внимание читателя. Сразу становится понятно, что то, о чем поэт хочет сказать, очень важно для него в настоящий момент и ему хочется быть услышанным и понятым. Это скорее крик надрывный, в нем читается трагедия автора.

Композицию стихотворения можно разделить на две смысловые части.

Первая – это множество риторических вопросов. Почему риторических? Да потому что никто не сможет дать точный ответ на них. Это скорее – желание автора осознать свою нужность обществу, нужность своих стихов, это желание быть признанным и принятым. Поэтому-то и выкрикивает он свои вопросы, которые, может быть, важнее самой жизни для него. Здесь читатель видит образ звезды. Возможно, со звездой ассоциировал себя поэт. Да и не только себя, а всех поэтов и писателей. И это об их важности и нужности спрашивает автор:

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Так ли важна стезя поэта на земле? Так ли необходим его труд, без которого он сам не может жить? Но нужен ли он другим?

Маяковский в первой части только намекает нам на то, что к появлению звезд на небе приложил свою руку бог. Неопределенное местоимение «кто-то» не называет его. Но все-таки читателю становится понятно, что речь идет о нем. И значит, есть на то божья воля, раз он зажигает звезды.

Автор сравнивает звезды с плевочками, скорее всего, потому что ведь для многих людей они всего лишь яркие точки на небе. Их даже не всегда замечают и редко обращают на них внимание. Но «кто-то» назвал их «жемчужинами», то есть тем самым придал им значимости, важности, ценности.

Вторая часть – это благодарность Богу за то, что он зажигает звезды. Я думаю, здесь особенно сильно слышится голос автора. Он не просто обращается к Богу с вопросом, он врывается:

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет…

Для поэта, наверное, важно от кого-то услышать, что его звезда кому-то нужна на земле. Отсюда и страх опоздать и не услышать нужного слова.

Но в этой части символ звезды приобретает несколько иной смысл. Так, лирический герой «просит, чтоб обязательно была звезда!» Он боится остаться без этих жемчужин. На мой взгляд, здесь уже звезда – это муза поэта. Ведь без нее, без вдохновения не сможет прожить ни один художник в мире.

Во второй части радость перемешана со страхом, что звезд может не стать. И все-таки здесь голос лирического героя уже более уверенный. Об этом можно догадаться по символу жилистой руки. Этот символ не так однозначен и прост, как кажется. Я думаю, что здесь имеется робкое сравнение автора с Богом. Рукой бог творит свои чудеса, и рукой же поэт создает свое чудо – стихи.

Композиция стихотворения кольцевая, так как первые строки повторяются в конце. Но тот же риторический вопрос звучит уже более уверенно, хотя и громче.

Если говорить о теме бога в стихотворении, то у звездочек появляется еще одно значение. Тогда звездочки – это жизни, и их появлением распоряжается бог. И если зажигается новая звезда на небе, это обязательно должно быть кому-то нужно. Можно подумать, что эта тема второстепенна и прячется за другой – темой поэта и поэзии. Но трагедия Маяковского была в одиночестве и отторжении обществом, поэтому эти темы тесно взаимосвязаны, и становятся понятными вопросы лирического героя, а также терзания автора в поиске своего места в поэзии.

Если представить, что жизнь поэта невозможна без творчества, то критика стихов – это все равно что критика их автора. А это означает его ненужность на земле, бесполезность. Поэтому ему одиноко и тоскливо, и поэтому так важно знать, что его звезда зажглась на небе не просто так, а это нужно самому богу. Тогда и жизнь его не бесполезна, как и многих других людей. И их признания жаждет поэт, без них ему невыносимо тоскливо и темно. Тогда клятва лирического героя в том, что «не перенесет эту беззвездную му́ку» уже приобретает другой смысл. Должны быть люди рядом, должен быть хоть кто-то, кто услышит и поймет его стихи.

Стихотворение Маяковского обильно приправлено средствами художественной выразительности. И конечно, ярче всего многогранный образ звезд. Но только с помощью метафор символика стихотворения получает неоднозначность: «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» скрашивают и смягчают несколько резковатую манеру написания Маяковского.

Но самой удивительной и уникальной можно назвать манеру автора соединять возвышенное и бытовое, обыденное. Так звезды несколько презрительно он называет плевочками, а руку бога – жилистой, как будто вмешивает тем самым поэзию в обычную будничную жизнь.

И конечно же, лучше всего передает настроение автора необычная форма стихотворения. Кажется, что он выкрикивает строки, чтобы его смог услышать каждый человек на земле. Именно белый стих с большим количеством риторических вопросов-восклицаний лучше всего передает внутреннюю дисгармонию Маяковского.

Маяковский – поэт Серебряного века. В тяжелый период истории пришлось ему жить и творить. Перемены коснулись не только политики и общественного устройства, но и сильно повлияли на становление личности и не оставили в стороне искусство. Маяковский относил себя к футуристам, отвергавшим творчество великих и всеми признанных писателей Золотого века. Толстой, Пушкин, Достоевский попадали под жесткую критику футуристов, считающих, что в литературе необходима революция, необходимо свежее дыхание, а поэзии нужны более амбициозные экстравагантные смелые личности.

Эта резкость и излишняя внешняя самоуверенность странным образом уживались в Маяковском с одиночеством и неуверенностью в себе. Поэтому стихотворение «Послушайте!» играет большую роль в становлении Маяковского как поэта, а его детальный анализ помогает читателям лучше понять его автора.

Используемые источники:

  • https://r-book.club/sovetskie-pisateli/vladimir-majakovskij/poslushajte.html
  • https://nauka.club/literatura/poslushayte.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/poslushajte-mayakovskij/
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-poslushayte-v-v-mayakovskiy.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт