Содержание
- 1 Эпоха Возрождения кратко
- 2 Человек эпохи Возрождения
- 3 Литература Возрождения
- 4 Философия эпохи Возрождения
- 5 Художники эпохи Возрождения
- 6 Эпоха Возрождения и её периоды
- 7 Периоды эпохи Возрождения
- 8 Краткие характеристики периодов Возрождения
- 9 Доклад №2
- 10 Эпоха Возрождения
- 11 Популярные темы сообщений
- 12 Ренессанс — это возрождение по-французски
- 13 Когда была эпоха Возрождения
- 14 Итальянское и Северное Возрождение
- 15 Этапы итальянского Возрождения
- 16 Главные достижения Ренессанса
- 17 Заключение
Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями.
Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.
В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.
Эпоха Возрождения кратко
Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.
Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.
Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.
Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».
Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.
В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.
Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:
- Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
- Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
- Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
- Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.
По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.
Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.
Человек эпохи Возрождения
Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.
Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.
Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.
Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.
А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.
Литература Возрождения
Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.
Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.
Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).
Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.
В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность.
Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.
Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).
Самые интересные факты о литературе читайте здесь.
Философия эпохи Возрождения
Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.
Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.
Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.
Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса — Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.
Кратко лишь можно сказать, что Коперник (см. интересные факты о Копернике) произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.
Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.
Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.
Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.
Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.
Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.
Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.
Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.
Художники эпохи Возрождения
Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.
Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».
Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».
Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».
Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).
Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».
Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».
Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».
Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».
Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.
Кстати говоря, рекомендуем посмотреть замечательные фотографии о том, как бы выглядели современные звезды в эпоху Возрождения. Очень интересно и увлекательно.
Если хотите много знать, — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Copyright © 2021
MAXCACHE: 0.59MB/0.00039 sec
Top
Эпоха Возрождения и её периоды
- Подробности
- Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)
- Опубликовано 19.12.2016 16:20
- Просмотров: 13611
Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.
Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано, Джотто, Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи Возрождения
Эпоху Возрождения делят на 4 периода:
В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.
Краткие характеристики периодов Возрождения
Проторенессанс
Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими, романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио, братьями Пизано, Андреа Пизано.
Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)
Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Раннее Возрождение
Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.
Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.
Палаццо Ручеллаи
Лоджия Ручеллаи
Высокое Возрождение
Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.
Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»
В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).
Позднее Возрождение
В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд»: «Многих это моё искусство сделает дураками».В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.
Оттавио Леони «Портрет Караваджо» (1621)
Он одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Интересно, что не обнаружено ни одного рисунка или эскиза художника, он свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.
Караваджо «Корзина с фруктами» (1596). Пинакотека Амброзиана (Милан)
Это первый натюрморт в истории итальянской живописи.
Бенвену́то Челли́ни «Персей»
Крупным мастером Позднего Возрождения, последовательно продолжавшим линию реалистического искусства, был скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571). «У нас нет других книг, чтобы научить вас искусству, кроме книги природы», — говорил он.
Бюст Челлини во Флоренции
Ощущение кризиса во Флоренции проявилось в маньеризме. Но в Венеции, например, кризисные явления почти не присутствовали, там работали Тициан (смотрите статью Венецианская школа живописи) и Палладио.
- Доклады и сообщения
- История
- Эпоха Возрождения
15 и 16 века являются временем заметных перемен в политическом строе и в культуре Европы, а также в росте экономики. Общество перестраивалось и проходило новые этапы развития, а именно в науке, литературе, искусстве и в других отраслях. В эти времена люди научились печатать книги, что дало толчок наукам, а также бурному распространению литературы.
Понятие «Возрождение» нельзя ставить во главе всей эпохи, данное понятие конкретно относится к возникновению нового течения в искусстве в 16 веке. Гораздо позже термин «Возрождение» стали применять ко всей эпохе, а именно в момент зарождения оппозиции феодализму. Энгельс считал эпоху «возрождения» величайшей эпохой ныне пережитых.
Если проанализировать памятники данной эпохи, то можно утверждать, что люди начали отходить от феодального строя. Людям уже не интересно призирать земные вещи, наоборот народ жаждет познать реальный мир, красоту человека и природы. К основам эпохи «возрождения» можно отнести абсолютизацию человеческой личности. В данную эпоху человек выступает существом для которого нет границ, человек может творить без всяких ограничений. В данную эпоху все искусство строится на своеобразном подражании природе, но на первое место ставится именно художник, который сравнивается практически с Богом. В эпоху «возрождения» главным критерием оценки искусство стал уровень наслаждения получаемы от просмотра картин и других произведений. Изобразительное искусство в данное время выступало контрастом средневековью. Именно благодаря искусству получил развитие реализм, который стал основополагающим в развитии художественной культуры в Европе. Для художников возник серьезный вопрос, вопрос пространства, ведь изображали они исключительно то, что увидели своими глазами.
Художники начинают именовать свои произведения и это заметно меняет их положение в обществе эпохи «возрождения». Теперь художественных деятелей поощряют, награждают денежными знаками. Главным для художника эпохи возрождения было получить независимость, а именно в творческом плане, художникам хотелось творить то, что по-настоящему хочется.
Архитектура также не осталась без изменений, главным было направление классического стиля. Здания стали более просторными и вообще без всяких намеков на готические формы. В эпоху возрождения появляются красивые гражданские строения и не только. Внедряются новые решения в вопросах планировки местности в городах. Если раньше много заказов на уникальные постройки было среди церковных деятелей и феодалов, то в данную эпоху красивые строения могли позволить себе и гражданские лица.
Историки отмечают, что процесс «возрождения» протекал в разных регионах по-разному. Например, северная часть Европы развивалась медленней нежели итальянская часть. Стоит в очередной раз подчеркнуть, что главным в эту эпоху является желание отражать действительность, правдиво показывать все как есть. Искусство данной эпохи делится на проторенессанс, ранее возрождение, высокое возрождение и позднее возрождение.
Доклад №2
Возрождение – это целая эпоха мировой культуры, которая следует за Средневековьем. Уникальная, глубокая, неповторимая. Зарождается в Италии в начале XIV века, а название ей дано Жюлем Мишле.
После падения Византии по всей Европе молниеносно распространяются античные источники и произведения искусства павшего государства. Но мировоззрение людей меняется, и Средневековая церковная система ценностей становится чужда и сложна для восприятия. Это стало мощным толчком для зарождения гуманизма. Во главе всего стоит личность человека и его свобода. Именно античность с ее гуманистической направленностью стала примером для подражания.
Традиционно эпоха Возрождения подразделяется на 4 периода. Проторенессанс, который зародился еще в позднем Средневековье со своими готическими, романскими и византийскими традициями. В этот период уже активно начинают свою работу величайшие мастера. Ключевая фигура этого периода — Джотто ди Бондоне. Великий архитектор и художник, который изложил абсолютно новую интерпретацию пространства, ввел объемное изображение и наполнил искусство светским, а не религиозным содержанием.
Раннее Возрождение (1420-1500) продолжало путь отречения от аскетического искусства Средневековья. В это время за основу брались античные произведения и предпринимались попытки усовершенствования за счет новых компонентов. Новое веяние искусства постепенно распространяется от Италии к Испании. Живопись становится лидирующей сферой искусства. В центре внимания культ красоты и желание изобразить прекрасное во всем. Ключевыми фигурами раннего Возрождения стали Донателло, Мазаччо, и Боттичелли.
Высокое Возрождение (1500-1527) – третий этап, время расцвета мировой культуры. Центр итальянского искусства перемещается из Флоренции в Рим, что способствует всестороннему и полному изучению античности. Требования к ее воспроизведению в предметах искусства становятся более строгими и основательными. В живописи и скульптуре господствует новый титанический образ человека, который становится глубже, масштабнее и свободнее. Главными представителями эпохи становятся дерзкий Леонардо — представитель эпического пласта живописи, тончайший Рафаэль — представитель лирического направления и титанический Микеланджело — драматический пласт.
Позднее Возрождение (1530-1620) . В это время только Венеция была свободна от власти Папы Римского, поэтому только она смогла обеспечить полноценное развитие искусства данного периода. Однако характер творчества мастеров Флоренции и Рима кардинально отличался от веяний Венеции. Особенностями произведений искусства стали любовь к своему городу (а не к античности), глубина и яркость красок, роскошь и богатство картин и скульптур. Ключевые фигуры — Тициан, Веронезе, Джорджоне, Бенвенуто Челлини.
Также в эпоху Возрождения активно развивается наука, предпринимаются попытки изучения строения человека, что дает толчок для развития медицины. Стремительно развивается также литература и философия.
7, 8 класс по литературе, кратко
Популярные темы сообщений
- Роза
Мир растений на нашей планете разнообразен, богат формами, цветовой характеристикой, размерами представителей флоры. Особое место в нем занимают цветы, среди которых утонченным роскошным созданием является роза.
- Песец
Песец относится к семейству хищных млекопитающих, да еще и псовых. Он является единственным представителем своего рода. Многим он может напомнить лисицу. Тело его составляет всего семьдесят пять сантиметров, но лапы у него очень короткие.
- Планета Венера
На втором месте по отдаленности от Солнца, в Солнечной системе расположилась планета Венера. Несмотря на то, что планета долгие годы не была досконально изучена, она всегда манила любопытных. Ее легко было обнаружить на ночном небосклоне.
Сообщение на тему: «Эпоха Возрождения», кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам об этой удивительной эпохе в истории культуры.
Доклад «Эпоха Возрождения»
Культура эпохи Возрождения охватила Италию, а ее центром была Флоренция. Впервые термин «возрождение» употребил известный архитектор, историк искусства и живописец Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Но почему эпоха названа Возрождением? Дело в том, что она опиралась на Античность, и Возрождение на начальном этапе имелось в виду как возрождение Античности. Позднее оно подразумевало под собой возрождения человека, гуманизма. Это неповторимая и уникальная культура, которая оставила по себе множество шедевров. Выделяют два типа Возрождения — Северное Возрождение и Итальянское Возрождение.
Особенности эпохи Возрождения выражены в ее чертах:
- Гуманизм
- Антропоцентризм
- Новое отношение к миру
- Возрождение античной философии и античных памятников искусства
- Модификация христианской средневековой традиции
Суть эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения придерживались средневековых взглядов – иерархичности миров, божественного происхождения мира, символических аналогий божественного и земного миров. Но, все же есть и небольшое отличие в представлениях о мироустройстве: суть данной эпохи в доктрине двойной истины. То есть в обосновании разграничения власти государства и власти церкви.
Деятели эпохи Возрождения или Ренессанса внесли вклад в научно — рационалистическое мировоззрение, благодаря открытиям в астрономии. Их идеи гелиоцентрической модели и бесконечности Вселенной, множественности миров стали основой нового мировоззрения.
В эпоху Возрождения сформировался новый тип поведения личности: осознание собственной неповторимости и уникальности, благодаря которой человек способен многое сделать. В культуре возникла модель культурного человека – «homo universalis». Она характеризовала творческую и работоспособную личность.
В этот период влияние церкви на общество стала ослабевать. А развитие книгопечатания способствовало росту уровня грамотности, образованности, развитию искусств, наук, художественной литературы. Представители буржуазии создали светскую науку, которая основывалась на изучении наследия древних писателей и природы.
Кроме буржуазии, против церкви осмелились выступить художники и писатели. Они несли в массы мысль, что не Бог является самой большой ценностью, а человек. В своей земной жизни он должен реализовать личные интересы, чтобы прожить ее содержательно, полно и счастливо. Таких деятелей культуры называли гуманистами.
Для эпохи Возрождения характерен цикл изменений и в литературе. Появился новый жанр ренессансного реализма, который занимался поисками ответа на вопрос о важности и сложности утверждения человека как личности, становления его действенного и творческого начала.
Представители эпохи Возрождения отвергали рабскую покорность, проповедуемую церковью. В их понимании человек представлялся как высшее создание природы, наполненное красотой физического облика, богатством ума и души.
Наиболее выразительно и ярко мир Возрождения выражен в Сикстинской капелле Ватикана, автором которой был Микеланджело. Свод капеллы украшен библейскими сюжетами. Их основной мотив – создание мира и сотворение человека. Фреска «Страшный суд» является произведением, завершившим эпоху Возрождения в искусстве.
Также следует сказать несколько слов о Северном Возрождении. Оно больше сыграло экономическую роль, проникнув в товарно-денежные отношения, рыночные общеевропейские процессы. Они меняли сознание людей. Влияние Античности здесь мало ощущается, оно больше походит на реформационное движение.
Известные представители Возрождения: Томас Мор, Джордано Бруно, Мартин Лютер, Галилео Галилей, Лоренцо Медичи, Жан Кальвин, Маргарита Наваррская, Николай Коперник, Мишель де Монтень, Сервантес, Вильям Шекспир, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле и Петрарка.
Надеемся, что сообщение на тему эпоха Возрождения помогло Вам. А свой рассказ про эпоху Возрождения Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
22 января 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
«Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми».
Никколо Макиавелли
Эпоха Ренессанса вошла в историю, как время множества великих достижений, открытий, ярчайших дарований, создававших шедевры в различных областях искусства, литературы и науки.
Невозможно дать исчерпывающую характеристику этому периоду, уж слишком он многогранен, охватывает огромные территории, скрывает в себе противоречия, о которых до сих пор спорят историки.
Даже в определении четких временных границ этой эпохи нет согласия среди исследователей. Чего уж говорить о каком-то универсальном ответе на вопрос «что такое Ренессанс».
В этой статье мы попытаемся остановиться на основных характерных чертах эпохи Возрождения, приблизительно очертить временные рамки этого периода и вспомнить самых ярких представителей Ренессанса, без которых невозможно представить европейскую культуру.
Ренессанс — это возрождение по-французски
Термин Ренессанс французского происхождения (Renaissance) и дословно обозначает «заново рожденный», «возрождение».
В обиход, как название целой эпохи, слово вошло с легкой руки французского историка Жюля Мишле, который в середине XIX века выпустил книгу «История Франции в XVI веке: Ренессанс».
*Жюль Мишле
И хотя новая эра культурного подъема началась отнюдь не во Франции, именно это слово вошло во многие языки без перевода, как обозначение временного отрезка европейской истории приблизительно с XIV по XVI век.
В русском языке термины Ренессанс и Возрождение равноправны и взаимозаменяемы.
Люди, жившие и творившие в эпоху Ренессанса, сами ощущали свое время как переломное, как возрождение после мрака средневековья.
Неудивительно, что задолго до Жюля Мишле в середине XVI века итальянский художник Джорджио Вазари тоже применил термин Возрождение на итальянском языке (rinascita) в книге о великих художниках своего времени, имея в виду прорыв в искусстве. Сейчас в Италии в ходу термин Rinascimento.
Когда была эпоха Возрождения
В определении дат начала и конца эпохи Возрождения нет согласия среди историков. Проблема усугубляется еще и тем, что в разных странах Европы Ренессанс начинался в разное время, по-разному протекал и не заканчивался синхронно по команде отбой.
Но бесспорно одно – раньше всех особая культура Возрождения сложилась в Италии, т.к. эта страна к XIV веку достигла высокого уровня экономического и политического развития на фоне других средневековых регионов Европы.
Кстати, на протяжении средневековья выделяют как минимум три периода культурного расцвета в IX–XII веках, которые тоже принято называть ренессансом. Все они, так или иначе, были связаны с обращением к античному наследию, но не стали серьезным поворотом в истории.
Многие исследователи считают отправной точкой Ренессанса 1341 год, когда поэт Франческо Петрарка был коронован в Риме на Капитолийском холме лавровым венком за достижения в области литературы.
Петрарка выступал за возрождение античной культуры, проповедовал возвращение к чистой латыни, освоение культурного наследия древних.
*Памятник Петрарке во Флоренции
И если Петрарка был первым культурным деятелем Ренессанса, то Флоренцию называют его первым центром и культурной столицей, удерживающей лидирующую позицию вплоть до XVI века.
Именно здесь в XIV веке совпали необходимые для культурного прорыва предпосылки:
- высокий уровень экономического развития;
- отсутствие четких границ между сословиями;
- культ равенства граждан перед законом;
- развитая система образования, охватывающая разные слои населения;
- непосредственная связь с римской цивилизацией, культурное наследие которой являлось частью национального прошлого (Флоренцию основал в 59 году до н.э. сам Юлий Цезарь).
Эти предпосылки характерны не только для Флоренции, но и для всей Италии в целом.
С датой окончания великой эпохи Возрождения еще меньше определенности.
Среди прочих называют:
- 1492 год, когда была открыта Америка;
- 1517 год, когда началась Реформация (что это?);
- 1600 год, когда в Риме сожгли на костре скандального философа Джордано Бруно;
- Даже 1648 год, когда подписанием Вестфальского мира завершилась Тридцатилетняя война, и началась качественно новая эпоха в истории Европейских государств.
Итальянское и Северное Возрождение
В Италии брожение умов началось раньше на целый век в отличие от регионов, расположенных за Альпами. Если в свободных итальянских городах предвестники Возрождения Данте и Джотто появились уже в конце XIII века, то первые ласточки Северного Ренессанса братья ван Эйк работали в Нидерландах в начале XV века.
*Художники братья ван Эйк – основоположники Северного Возрождения
Ренессанс, как расцвет культуры и гуманистических идей, как время великих творцов, объединяет Италию и северную Европу, но все же различия между ними существенны.
Итальянское Возрождение | Северное Возрождение |
---|---|
Распространилось с середины XIV века | Началось в XV веке на закате итальянского Ренессанса |
Италия: Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя, Феррара и др. | Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия |
Обращение к идеалам античного мира | Обращение к идеалам раннего христианства |
Развитие идей светского мировоззрения | Развитие идей религиозного обновления |
Влияние античного искусства | Влияние готического искусства |
Фокус внимания на человеке, как героической личности, на божественной природе человека | Фокус внимания на христианской любви к ближнему, на божественной сути природы |
На первом плане эстетика (что это?) | На первом плане этика (что это?) |
Стремление к освобождению от церковных догм | Стремление к совершенствованию церкви и ее учения |
*Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435 г. Северное Возрождение.
*Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем.1490 г. Итальянское Возрождение.
Этапы итальянского Возрождения
Итальянский Ренессанс принято разделять на четыре периода:
- Проторенессанс. Конец XIII – первая половина XIV века.
Отмечается феноменальный подъем итальянской культуры. В этот период закладывается фундамент всех последующих тенденций в искусстве. Проторенессанс связан с именами поэта Данте Алигьери, скульптора Никколо Пизано, художника Джотто ди Бондоне.
*Никколо Пизано. Кафедра пизанского баптистерия. 1260 г.
- Раннее Возрождение – треченто. Вторая половина XIV – середина XV века.
Резкий перелом в искусстве. В живописи классические религиозные сюжеты наполняются земным содержанием, художники разрабатывают теории перспективы и пропорций, во главу угла ставятся гармония (что это такое?) и многообразие мира, наслаждение красотой.
В скульптуре появляется отдельно стоящая статуя, конные монументы, портретные бюсты. Закладываются основы новой европейской архитектуры.
Главные имена Раннего Ренессанса: скульптор Донателло, заложивший основы индивидуального скульптурного портрета, художник Мазаччо, реформировавший флорентийскую школу живописи.
*Леон Баттиста Альберти. Палаццо Ручеллаи. 1446–1451 г.
Архитектор Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы и автор грандиозного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, революционер в области архитектуры Леон Баттиста Альберти, разработавший новый тип палаццо.
- Высокое Возрождение – кватроченто. Конец XV – первая треть XVI века.
Связано с именем папы Юлия II, который собрал в Риме лучших художников Италии. Именно в это время создаются самые знаменитые шедевры Ренессанса.
Троица гениев Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти подняли искусство Возрождения на недостижимые высоты. Но этими именами не ограничивается список великих творцов.
*Собор Святого Петра в Ватикане.
Тициан, Джорджоне, первый архитектор Собора Святого Петра в Ватикане Донато Браманте также творили именно в этот тридцатилетний отрезок времени.
- Позднее Возрождение – кинквеченто. До второй половины XVI века.
Благословенное время закончилось с приходом папы Павла III, который объявил войну Ренессансу по всем фронтам.
Истребление инакомыслия, под которым понимались идеи и идеалы гуманизма (что это?), тотальный контроль над искусством, где отныне все должно быть подчинено исконно-посконным канонам (что это?). Кризис в искусстве не везде ощущался одинаково.
Венецианская школа, например, благодаря Тициану и Палладио, вполне успешно сохраняла художественные традиции, в то время как молодые художники создали новые течения маньеризм и барокко, в которых проявился упадок Ренессанса.
Главные достижения Ренессанса
- Мир и искусство кардинально изменились. Занятия живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, литературой стали восприниматься как профессиональная деятельность.
- Идеи гуманизма легли в основу нового восприятия человека, которое не потеряло актуальности даже спустя пять веков. Начала складываться светская культура и наука.
- Благодаря научным открытиям и изобретениям был заложен фундамент для современных научных теорий, новых направлений в искусстве.
- Совершенствование масляной живописи (Ян ван Эйк).
- Законы перспективы (Мазаччо, Брунеллески).
- Изучение анатомии человека (Андреас Везалий).
- Изобретение телескопа (Галилео Галилей).
- Изобретение книгопечатания (Иоганн Гутенберг).
- Изобретение микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель).
- Гелиоцентрическая система мира (Николай Коперник).
- Десятичные дроби (Симон Стевин) и др.
- Великие географические открытия (Америка, Австралия, Тасмания, Новая Зеландия и др.) оказали огромное влияние на экономическое, культурное и политическое развитие Старого Света.
Заключение
В заключение хочется привести оригинальную метафору русского философа Алексея Федоровича Лосева, приведенную им в книге «Эстетика Возрождения». Лосев настаивает на том, что средневековье ни в коем случае не забывало наследие античного мира, но и не позволяло ему заявить о себе во весь голос.
«Средние века оставили античность незахороненной, время от времени гальванизируя и заклинаниями возвращая к жизни ее труп. Ренессанс стоял в слезах на ее могиле и пытался воскресить ее душу. В один фатально-благоприятный момент это удалось».
В нужное время и в нужном месте произошел перелом в развитии культуры, родившийся как антагонист (кто это?) суровым Средним векам, поющий оды прекрасному античному миру, но в то же время идущий своим собственным путем.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (2)
«>
Елена, спасибо за статью! Дальнейших творческих успехов!
«>
Самое печальное, что многие консервативно настроенные граждане и политики активно сопротивлялись веянию прогресса и наступлению эпохи ренессанса в целом. Хорошо, что передовые взгляды все же победили.
Используемые источники:
- https://interesnyefakty.org/epoha-vozrozhdeniya/
- http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/651-epokha-vozrozhdeniya-i-e
- https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/istoriya/epoxa-vozrozhdeniya
- https://kratkoe.com/soobshhenie-na-temu-epoha-vozrozhdeniya/
- https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/renessans-ehpoha-vozrozhdeniya-chto-ehto-takoe.html