«Признание», анализ стихотворения Александра Пушкина

Содержание

1. История создания

Стихотворение «Признание» было написано Пушкиным в 1826 году.

Находясь в Михайловской ссылке, поэт время от времени выбирался в гости к соседям в Тригорское, где проживала помещица Прасковья Александровна Осипова.

Умная, набожная и образованная женщина относилась к поэту с материнской теплотой.

В её доме жила 19-летняя падчерица Александра Ивановна, дочь её покойного мужа от первого брака. Этой задумчивой девушке, много времени проводившей за книгами, и посвящено стихотворение Пушкина.

В тексте содержатся намёки на счастливого соперника Пушкина, которым был Алексей Вульф. Их с Сашенькой уединённые прогулки и «разговоры в уголку вдвоём» были предметом ревнивого беспокойства поэта.

Александра не замечала Пушкина. Даже спустя годы, получив от него записку, тригорская муза не пожелала встретиться. Строки «Признания» так и не тронули её сердца, тем не менее, из-под пера поэта вышел шедевр русской любовной лирики.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в сентиментальной манере. В нём сочетаются черты чувствительных посланий в духе старинных романов и интонация подлинного любовного чувства.

3. Род

Данное произведение является образцом любовной лирики.

Чувства лирического героя выражены от первого лица и адресованы предмету его обожания. Стихотворение содержит много личного, потаённого и самим своим названием

4. Жанр

По жанру произведение тяготеет к поэтическому посланию. На это указывает наличие обращений («мой ангел», Алина), восклицательных предложений, разного рода подробностей, создающих портрет конкретной женщины.

5. Проблематика

В стихотворении затронута проблема безответной любви, для которой отрадой будет даже обман.

6. Тематика

Любовная лирика Пушкина (и в том числе, стихотворение «Признание») касается таких тем, как невзаимность чувства, ревность,любование женской красотой, сладость самообмана.

7. Идея

«Признание» дышит тоской неразделённого чувства. Поэт любуется молодой девушкой, сердце которой принадлежит другому. Он с ревностью читает знаки её тайных страданий и одновременно сочувствует ей, ведь сам испытывает то же.

Даже если бы возлюбленная сделала вид, что интересуется им, лирический герой был бы счастлив. Он понимает абсурдность своих притязаний и рад даже самообману.

8. Пафос

Пафосом стихотворения является конфликт чувства и рассудка.

Поэту «не к лицу и не по летам» пылкая юношеская любовь, но он читает в своей души все признаки наступающей болезни и не находит сил для борьбы.

9. Система образов

Стихотворение создаёт портретный образ молодой девушки, вокруг которого выстраивается иерархия смыслов.

Поэт описывает, что чувствует «при вас», «без вас», отдаёт дань поэтических восторгов руке, кудрям, глазам, улыбке любимой дамы, с нежностью перечисляет её занятия и привычки.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения является сам поэт, его возлюбленная и некто третий, на которого указывает четверостишие:

Образ счастливого соперника бросает грустную тень на происходящее. Если вернуться к прототипам героев, то роль Вульфа в жизни Александры можно назвать роковой. Он на всю жизнь сделал Сашеньку несчастной.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения исповедуется возлюбленной в своём чувстве. Его речь полна восторженных преувеличений и вдохновенных признаний.

Поэт понимает, что не заслуживает внимания молодой и привлекательной особы («Мой ангел, за грехи мои // Любви, быть может, я не стою…»), но надеется тронуть её сердце глубоким уважением и неподдельной нежностью к ней.

Очевидно, что лирический герой является проекцией самого поэта.

12. Сюжет

Сюжет послания прост.

По своему обыкновению, Пушкин начинает с кульминации и в первых же строках, без предисловий сообщает девушке, что любит её.

Он понимает, что возраст и статус делают его положение смешным и глупым, возникшее в нём чувство раздражает его («хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный»), однако он ничего не может с собой поделать.

Пушкин описывает досуги милой Алины (шум её платья, голос, вышиванье за пяльцами, игру на фортепиано) и признаётся, что любуется девушкой, как дитя.

Далее он исповедуется в терзающей его ревности, которая усугубляет любовную тоску.

Стихотворение завершается призывом обмануть его, на краткий миг притвориться очарованной или хотя бы заинтересованной. Даже этой малости поэту будет довольно, ведь он сам «обманываться рад».

13. Композиция

Композиция стихотворения – линейная. Ее главная особенность заключается в том, что кульминация находится в начале текста, далее следует развитие темы.

Стихотворение не разбито на строфы, а записано единым текстом, признание будто выливается из души поэта единым потоком. Но если проследить за схемой рифм, можно выделить в нём 9 четверостиший и 1 пятистишие.

  • 1 четверостишие — кульминация,
  • 2 — 9 четверостишия — развитие действия,
  • последнее пятистишие, содержащее призыв «притворитесь» — развязка.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм. Он напоминает по звучанию глухие удары взволнованного сердца.

Отличительная черта данного произведения – эффект спонтанности. С ним-то и связано отсутствие чёткой схемы рифм: в стихотворении в произвольном порядке встречаются параллельные, перекрёстные и кольцевые рифмы.

15. Художественное своеобразие произведения

С точки зрения звукописи, обращает на себя внимание аллитерация со звонкими согласными «б» и «д»: «люблю», «бешусь», «вдруг», «день». Они передают напряжённость момента, тревогу и решимость лирического героя.

Когда он описывает возлюбленную, его речь становится похожей на шёлковый шёпот, благодаря аллитерации с «ш»: «Ваш лёгкий шаг, ваш платья шум».

Ассонансы с «о», «у», «э», «и» передают интонацию восторга и робкой просьбы.

Лексика стихотворения общеупотребительная, близкая к разговорной. Речь поэта обращена к юной девушке, а потому она естественна и проста.

Чувства автора красноречиво выдаёт синтаксис. Предложения сложные, с придаточными уступками и противительными отношениями. Так подчёркнут конфликт чувства и разума, внутреннего и внешнего.

Текст «Признания» изобилует вопросительными и восклицательными предложениями, обращёнными к предмету страсти героя.

Имеются предложения, вторая часть которых имеет значение следствия (они пишутся с тире). Они подчёркивают напряжённость момента, спонтанность высказывания.

16. Средства художественной выразительности

Пушкин широко использует в стихотворении эпитеты («труд и стыд напрасный», «глупости несчастной»), антитезы («при вас», «без вас»), метафоры («болезнь любви»), сравнения («любуюсь вами, как дитя»).

Важная роль отведена многочисленным глаголам (люблю, бешусь, признаюсь, любуюсь), которые создают образ деятельной, беспокойной, горячей любви.

Ряды однородных определений и обстоятельств выполняют функцию градации (нарастания эффекта).

Стихотворение венчается двумя последними предложениями, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня нетрудно! // Я сам обманываться рад!». В нём конфликт воображаемого и видимого получает неожиданное разрешение и формально сводится к изящной шутке.

17. Значение произведения

Пушкинское «Признание» отчасти спародировало многие приёмы сентиментального и романтического письма (в схожем стиле выразил свои чувства к Татьяне Лариной воспылавший к ней любовью Евгений Онегин), преодолело их и вышло на новый уровень.

Оно осветило конфликт чувства и разума, любви воображаемой и земной.

Поэт со своей вечной тягой к поиску идеала порой выглядит нелепым, но, допуская элемент творческого преувеличения, он просит и предмет своей любви стать немножко творцом (актёром, художником), чей взгляд «всё может выразить так чудно».

Притворство – лишь элемент тайного сговора, игра, в которой актёры чётко знают границы ролей. Пушкин готов отдать многое за минуту подобного обмана, потому что в нём будет явлен момент сотворчества.

18. Актуальность

Любовная тема актуальна для каждого человека, а тема безответной любви – особенно. Люди всегда будут обращаться к стихотворениям Пушкина, ища в них поддержки и сочувствия, цитируя любимые строки, признаваясь ими в любви.

19. Моё отношение

Стихотворение «Признание» очень тронуло меня. Даже такому выдающемуся человеку, как Пушкин, оказывается, были знакомы муки безответной любви.

Как пылко говорит поэт о своём чувстве, с какой нежностью и почтением относится к любимой девушке! Мне было бы приятно услышать хотя бы несколько строк, написанных в таком роде, но, увы, адресат пушкинского послания не оценил их по достоинству.

Так часто бывает, но огорчаться не стоит. Жизнь полна удивительных встреч — нужно жить, любить и надеяться.

20. Чему учит

Данное произведение учит нас радоваться любым проявлениям любви. Даже если чувство невзаимно, испытавший его счастливее тех, кто вообще никого не любит.

Для Пушкина любовь была целым миром. Пусть и в наших сердцах всегда живёт этот святой возвышенный восторг!

История создания

Стихотворение «Признание» написано в 1826 г. и обращено к Александре Осиповой, падчерице соседки Пушкина по Михайловскому, помещицы из Тригорского Прасковьи Осиповой. Прасковья была умной и образованной женщиной, другом и собеседницей Пушкина. 27-летний Пушкин влюбился в её падчерицу, 20-летнюю Сашеньку.

По легенде, Пушкин так и не вручил стихотворение возлюбленной, уехав из Михайловского. При жизни Пушкина оно не было напечатано, так как раскрывало интимные подробности жизни семьи и имя возлюбленной. В мае 1837 года оно было опубликовано в «Библиотеке для чтения» с подзаголовком «Александре Ивановне О-ой». Есть мнение, что сама Александра Осипова (в те годы Беклешова) отдала его в печать.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Признание» относится к жанру интимной лирики. Это целый сердечный роман: в нём зарождение и развитие чувства, ревность, попытка избавиться от страсти и, наконец, мольба о помощи и самоутешение.

Такое развитие характера героя свойственно реализму как литературному направлению.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – признание героя в любовных переживаниях. Лирический герой сосредоточен не столько на возлюбленной, её внешности или действиях, сколько на своих ощущениях. Основная мысль – мольба о любви. Хоть лирический герой и утверждает лицемерно: «Быть может… я любви не стою», но вся его сущность кричит: «Я стою любви, я достоин Алины».

Стихотворение можно условно разделить на пять частей (восьмистиший). Первая – это собственно признание в любви. Лирический герой не может справиться с чувством, которое не соответствует его возрасту и положению, и взбешён этим.

Следующие два восьмистишья описывают состояние лирического героя. Он – наблюдатель, не предпринимающий никаких активных действий, любующийся возлюбленной, «как дитя». Девушка занимается обычными делами: входит в гостиную, разговаривает, вышивает.

Четвёртое восьмистишье рассказывает о ревности лирического героя. Очевидно, именно ревность подтолкнула его к признанию. Лирический герой наблюдает за развитием романа Алины, который не приведёт к счастливому браку («слёзы в одиночку»). Историки утверждают, что Александра была влюблена в сводного брата А.Н.Вульфа.

Последнее восьмистишье – обращение к Алине с просьбой притвориться влюблённой. Стихотворение заканчивается строками, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются. Рифмовка кольцевая чередуется с перекрёстной, встречается одно пятистишье с рифмовкой ААбАб. Речь динамичная и живая.

Тропы и образы

В стихотворении мало тропов. Эпитеты и метафорические эпитеты относятся к лирическому герою (глупость несчастная, ревнивая печаль) или его возлюбленной (лёгкий шаг, голос девственный, невинный, бледная рука). Метафоры в стихотворении общеязыковые: я бешусь, болезнь любви, теряю ум. Сравнение передаёт беспомощность героя: «Любуюсь вами, как дитя».

Яркие образы создаются в основном не с помощью тропов – слов в переносном значении.

Стихотворение строится на чередовании статики и динамики лирического героя и его возлюбленной, что отражается в выборе частей речи (глаголы или существительные). Глаголы первых четырёх четверостиший обозначают движения души лирического героя: люблю, бешусь, признаюсь, узнаю, зеваю, терплю, желаю, люблю, слышу, теряю ум. В этих же четверостишьях действия Алины описываются существительными: лёгкий шаг, платья шум, голос девственный невинный.

В следующих четверостишье и пятистишье действия Алины описываются глаголами (улыбнётесь, отвернётесь, сидите, склоняясь, глаза и кудри опустя), а лирического героя – существительными (отрада, тоска, награда – рука).

В следующих двух четверостишьях лирический герой и Алина статичны оба. Глаголы заменяются существительными или опущены. Герой: несчастье, ревнивая печаль; Алина: слёзы, речи, путешествия, фортепьяно.

Последние два четверостишья – мольба лирического героя: сжальтесь, притворитесь, взгляд может выразить, обмануть. Это только возможность, просьба, сама Алина пассивна. Бездействует и лирический герой: не смею требовать любви, любви не стою, обманываться рад.

Любовь лирического героя заранее обречена. Ни он, ни предмет его любви не предпринимают решительных действий, каждый по своей причине. Зачем же признание? Герой не может молчать, любовь требует выхода.

По произведению: «Признание»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Содержание:

В своём произведении Гавриил Романович создаёт атмосферу дружеской, душевной, открытой и искренней беседы с читателем, что является его самой запоминающейся особенностью.

История создания

«Признание» Г. Р. Державина относится к позднему творчеству писателя — к тому моменту он уже успел приобрести известность в политических и литературных кругах. Осознав, насколько его поэтические идеи и методы отличаются от признанных канонов и устав от критики за смешивание жанров и злоупотребление просторечиями, пожилой (на тот момент ему было 65 лет) поэт счёл необходимым объяснить свои взгляды на искусство в форме стихотворения. Так и появилась идея произведения.

Написано «Признание» было в 1807 году. Почувствовав потребность подвести итоги своей творческой деятельности, Державин решил не останавливаться на своём литературном пути, но и объяснить жизненную позицию, политические взгляды и отношение к поэзии в целом.

Таким образом, он написал «Признание» — одно из самых знаковых его произведений наряду со знаменитым «Памятником», «Бессмертием души», «Детской песней» и другими шедеврами.

Тема и идея

Центральная тема произведения — подведение итогов прожитой жизни, её анализ. Герой произведения, который олицетворяет самого автора, словно со стороны смотрит на неё, оценивая себя как человека, писателя, служителя родины и пример для потомков. Он рассказывает о своих ценностях и нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни. Рассуждая о них, герой приходит к выводу, что считает их правильными и справедливыми несмотря на обстоятельства.

Ближе к концу стиха герой также говорит о своих недостатках, изъянах, ошибках. Между строк он признаётся, что не всё в жизни сделал правильно и искренне сожалеет о том, как провёл свои молодые годы. Восхищает, что он находит в себе силы признать ошибки и слабости настолько публично и открыто — это требует смелости.

Но персонаж не занимается самобичеванием, а сразу же оправдывает себя, предлагая бросить в него камень любому, кто считает себя совершенным. В этих строках и скрыта главная тема произведения. Автор пытается донести, что никто не безгрешен, но если человек живёт по совести и не уступает своим принципам, ему нечего стыдиться и бояться.

Герой говорит, что успел пройти через множество взлётов и падений, но это не смогло сломать его дух. Подводя итог своей жизни, Гавриил Романович остаётся доволен. Он преданно служил людям и государству, создал множество замечательных произведений и поступал в согласии с совестью, а значит и упрекнуть его не в чем.

Жанр, структура и композиция

Жанр произведения — философская лирика. Оно имеет форму дружеской доверительной беседы лирического героя с потенциальным читателем, в которой автор от всего сердца делится своими мыслями и подводит итоги прожитых лет. Особенности структуры и композиции произведения:

  • стихотворение написано двустопным хореем;
  • используется перекрёстная рифмовка — классический вид, при котором рифма идёт через строку;
  • ударение на первый слог придаёт стиху особый ритм, подчёркивающий его двойственность — спокойные рассуждения смешиваются с пламенными признаниями;
  • часто употребляется местоимение «я», что создаёт дополнительный акцент на образе автора в виде лирического героя;
  • глаголы используется в прошедшем времени — этим автор подчёркивает, что стихотворение является кратким итогом его жизни, размышлениями о достигнутом.

Изначально Г. Р. Державин не отходил от правил классицизма, но со временем расшил его рамки и вышел за установленные жанровые границы.

Большое значение в этом процессе сыграло и «Признание». В нём автор впервые полностью сконцентрировался на образе автора, выведя на передний план не действие, а анализ человеческой индивидуальности и психологии.

Сознание персонажа — основа всего текста, что было необычной особенностью для произведения того времени.

Другим принципиальным отличием стихотворения стала его трёхплановость.

Проводя разбор «Признания», можно заметить 3 уровня:

  • духовное осмысление действительности — автор рассказывает о своём мировоззрении и системе ценностей;
  • сознание как отражение опыта;
  • призыв к действию путём попытки донести мировоззрение.

Автор одновременно проводит самоанализ, рассказывает читателю о себе и взывает к нему, пытаясь донести свою точку зрения. Он делает это очень искренне и душевно — читая стих, невозможно злиться или обвинять поэта, что и делает его произведение гениальным наследием.

Содержание произведения

Стих «Признание» Державина написан всего лишь одной строфой, размер которой — 32 строки. Условно его можно разделить на 3 части:

  1. Начинается повествование с рассуждений лирического героя, что он никогда не умел важничать и лицемерить, а в других людях больше всего ценил искренность, порядочность, душевность. Эти качества он старался всячески культивировать и развивать в себе, что характеризует его как человека честного и трудолюбивого.
  2. Во второй части автор рассуждает о своей роли как поэта. Он рассказывает, что свой гений считает даром богов, а стихи пишет с целью «передать потомкам» урок о великих делах их предков. Там же поэт рассказывает о своей преданности родине, желании служить ей. Одновременно он продолжает делать акцент на честности, считая, что должен высказать правду не только народу, но и высокопоставленным вельможам, духовенству и даже правителям.
  3. В последней третьей части герой говорит о своих недостатках и слабостях. Именно благодаря ей стихотворение называется признанием. Автор рассказывает, что ему не чужда ни слабость к женщинам, ни тяга к светским удовольствиям, рассуждает о взлётах и падениях, неизбежных в любой жизни.

Авторский посыл

По содержанию «Признание» походит на откровение. Автор строит произведение в форме доверительной беседы с гипотетическим читателем, которому рассказывает о своём характере, жизненных ценностях, неудачах и свершениях, планах и мечтах. Он подводит итоги собственной творческой деятельности, рассуждает о своей ценности для народа как поэта и политического советника. При чтении можно понять, что признание адресовано не только аудитории, но и самому себе — он выясняет мотивы собственных действий, проводит самоанализ.

Цель автора — обрисовать свой образ, с которого потомки и современники смогут взять пример. Он подчёркивает свою честность, добропорядочность, желание служить родине — качества, которыми можно восхищаться. Одновременно с этим Державин совсем не пытается возвысить или приукрасить себя — наоборот, он акцентируется на недостатках и спорных моментах.

Этим поэт доносит вторую важную мысль — каждый человек имеет изъяны, с этим ничего не сделать. Чтобы прожить достойную жизнь, достаточно развивать хорошие качества, оставаться человечным и порядочным, не пускаясь в самокритику и не стремясь к мнимому совершенству, ведь никто не безгрешен. Авторский посыл заключается в призыве к действию — человек не может быть идеальным, но должен стремиться стать как можно лучше, чтобы подать пример современникам и потомкам.

Образ лирического героя

Лирический герой «Признания» — сам автор, потому понимание его характера — главный ключ к раскрытию произведения. В нём поэт подводит итог собственной жизни, рассказывает о себе — стих можно считать автобиографическим. Первым делом герой заявляет, что «не умеет притворяться» и «ценит честность превыше всего» и рассказывает, как никогда не терпел несправедливость и неверность родине, которые мог заметить. Это отражает личность автора при жизни.

Державин представляет себя как поэта, творящего на благо отечества и желающего сохранить память о великих героях и делах для потомков. Но одновременно с этим он уделяет внимание и простым людям, ценя индивидуальность каждого из них. Выстроив доверие с читателем, Державин признаётся, что был далёк от совершенства. Он освещает свои недостатки — чрезмерное увлечение женщинами, пристрастие к светским удовольствиям, споры с правительством. Это показывает его как человека смелого, не стесняющегося публично признать ошибки.

В раннем творчестве он восхищался императрицей Екатириной II, но когда стал её секретарём и узнал о государственных делах поближе, не смог сказать о ней почти ничего хорошего. Этот момент тоже кратко освещается в строках стиха («Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам») — поэт признаётся в разочаровании правителями, которые издалека казались безупречными. Бегло затрагивается и тема религии — автор упоминает свой талант как божий дар, но не заостряет на этом внимания.

Лирический герой не скрывает своего несовершенства — он доверительно рассуждает с воображаемыми собеседниками, что из себя представляет и как прошла его жизнь, признаётся в помыслах и желаниях, раскрывает тайны. Он понимает, что далеко не святой, но акцентирует внимание, что у всех людей есть изъяны — и свои он не боится признать.

Чёткое воплощение образа автора стало новаторством, вышедшим за пределы классицизма. Поэт обратился к индивидуальным характеристикам человека, подчеркнул особенность и важность каждой личности. Он хотел, чтобы потомки поняли эти идеи и запомнили его честным, порядочным, добрым, человечным, несмотря на приверженность к слабостям и искушениям. Произведение наполнено искренностью — через лирического героя читатель искренне проникается тем, что писатель любил и ценил.

Средства выразительности

В плане художественных приёмов и средств выразительности стихотворение выделяется тем, что автор описывает всё очень реалистично. Он отказывается от привычной классицизму возвышенности и приукрашенных выражений, что редкость среди русской поэзии. Благодаря этому произведение кажется очень искренним и душевным, в нём нет напускного пафоса — Державин старается быть максимально откровенен с читателем, сблизиться с ним.

Особенностью стиха является сочетание словоформ «высокого» и «низкого» стилей: «сан» и «вельможа» соседствуют с просторечиями вроде «надуваться» и «брякнуть».

Дополнительную экспрессивность тексту придаёт высокая концентрация существительных и местоимений.

Свой посыл автор передал при помощи средств художественной выразительности:

  • метафоры — «сам был света обольщён»;
  • эпитеты — «важным», «властным», «громким», «беспристрастным»;
  • олицетворения — «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «со струн моих огонь летел»;
  • сравнения — цари «равны богам».

В своём философском стихе «Признание» Гавриил Романович Державин не только делится откровением с читателем, но и проводит глубокий самоанализ. Подводя итоги своей жизни, рассматривая творческие и политические достижения, он делится собственными мотивами и чувствами. Писатель не пытается приукрасить или возвысить себя, показывая лирического героя с человеческой стороны. В более широком смысле произведение также раскрывает темы смысла жизни и места человека в ней.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

На склоне лет Гавриил Романович Державин написал стихотворение «Признание», в котором подвел итоги своего творческого пути. По сути, это произведение-откровение, в полной мере раскрывающее характер поэта. Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «Признание по плану» по плану. Его разбор поможет при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.

История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

История создания

В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость подвести итоги пройденного жизненного пути. Для представителей искусства подобный анализ очень важен, поскольку позволяет переосмыслить свою творческую деятельность.

Потребность подвести итоги своей жизни и творчества возникает и у Гавриила Романовича. В 1807 году он пишет стихотворение «Признание», в котором не только описывает свой литературный путь, но и выражает личное отношение к своим многолетним поэтическим трудам.

Данное произведение является одним из наиболее автобиографических в творческой копилке Державина. Он смело высказывает мысли касательно собственных достижений и промахов, размышляет о своем творчестве.

Тема

Центральная тема произведения – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, которым выступает сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.

Оглядываясь на свою прошлую жизнь, лирический герой рассуждает о системе жизненных ценностей, которую он выработал и которую считает правильной и справедливой. Он негласно признается в том, что не испытывает сожаления по поводу того, как провел молодость и зрелые годы.

Однако лирический герой находит в себе силы открыто заявить о том, что его поведение не всегда было безупречным. Он признает свои ошибки, некоторые слабости, например, чрезмерное увлечение светской жизнью или прекрасной половиной человечества. Герой предлагает читателю «бросить в него камень», если тот никогда не был подвержен простым человеческим слабостям. В этом заключается главная мысль произведения – все люди не без изъянов, но нужно стараться жить согласно собственной совести, чтобы потом не было стыдно за совершенные бесчестные поступки.

Взлеты судьбы и неизбежные падения не смогли сломить волю и дух лирического героя, который каждый раз поднимался, чтобы продолжить свой путь. Подведя итог прожитым годам, посвященным служению людям и отчизне, он остается довольным и считает, что его не в чем упрекнуть.

В глобальном значении это стихотворение является произведением о смысле жизни.

Композиция

Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел «важным чином надуваться». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.

Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.

В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

Жанр

Произведение написано в жанре философской лирики. Имеет форму признания, доверительной беседы лирического героя с невидимыми собеседниками.

Стихотворный размер – двустопный хорей со смежной рифмовкой. Стих состоит только из одной строфы, состоящей из тридцати двух строк.

Средства выразительности

Произведение написано очень искренне, душевно. Державин стал одним из первых русских поэтов, который стал видоизменять привычный классицизм. Он следовал реалистичным принципам описания, и в стихотворении использовал ничем не приукрашенные выражения.

В стихотворении поэт добился удивительного сочетания словоформ «низкого» и «высокого» стилей: «правду брякнуть», «саном надуваться», «сан», «вельможа».

Для придания больше выразительности автор использовал такие средства художественной выразительности как метафоры сам был света обольщен»), эпитеты важным», «властным», «громким», «беспристрастным»), олицетворения важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел»).

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году Г. Р. Державин написал стихотворение «Признание»?</h3>

    • <label>1805</label>
    • <label>1807</label>
    • <label>1808</label>
    • <label>1810</label>

(новая вкладка)

Derjavin_Priznanie-320x226.jpgЧитать: Стихотворение Г. Р. Державина «Признание»

«Признание» относится к произведениям позднего творческого периода поэта и написано, когда автору было уже около 65 лет — в 1807 году. Считается одним из самых автобиографичных стихотворений во всем творчестве Державина.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.

История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

Анализ стихотворения Признание Державин

В данном произведении автор словно признаётся, исповедуется в том, как именно он воспринимает окружающий мир, как воспевает его в своих стихах. Поэт признаёт, что он лицемерит, приукрашивает, однако не гордится этим, а наоборот, стыдиться этого. Он говорит, что порой и сам падает в это лицемерие, бывает суетою света обольщён. Но на возможные понукания, нравоученья, Державин ловко и остроумно, переделывая фразу, отвечает: «… Брось мудрец на гроб мой камень, если ты не человек. «. И ещё есть один момент, который следует учесть читателю: в этом произведении у автора довольно своеобразный слог, читать и понимать его порой может быть трудновато.

Но приступим собственно к анализу самого стиха. В данном произведении употребляется множество приёмов, средств художественно выразительности, что прекрасно отображает суть. Но, одновременно с этим, превращает «Признание» в некую загадку, которую читатель должен разгадать сам. Словно туман, красивые слова скрывают истинные чувства поэта. Многие талантливые люди того времени, да вообще в любые времена, видели и понимали истинную суть многих вещей, задумывались об устоях и нравах общества, сравнивали свои идеалы и идеалы других людей. Разумеется, никто тогда и не смел высказывать плохо о царской власти или власти вообще, но примерно в середине данного стиха вы можете услышать, почувствовать некий упрёк всему высшему свету, даже себе. И, несмотря на всё это, Г. Державин просто берёт и говорит о том, что именно он чувствует, пусть это и скрывается за эпитетами и красивыми словами.

В заключение хочу сказать, что данное произведение оставляет после прочтение некий осадок, не совсем приятный, но не плохой, но просто грустный немного и с ноткой сарказма. Ведь даже в самых высших кругах того времени были свои червоточины, порой незаметные для глаза обычного человека, но столь огромные для чутких на впечатления творческих людей. Уставший, даже в какой-то степени измученный, писатель почти выплёскивает на благодарного слушателя, читателя то, что уже не может держать в себе. Выплёскивает так, как умеет — через стихи, а точнее через один стих, «Признание».

7 класс

История создания

В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость подвести итоги пройденного жизненного пути. Для представителей искусства подобный анализ очень важен, поскольку позволяет переосмыслить свою творческую деятельность.

Потребность подвести итоги своей жизни и творчества возникает и у Гавриила Романовича. В 1807 году он пишет стихотворение «Признание», в котором не только описывает свой литературный путь, но и выражает личное отношение к своим многолетним поэтическим трудам.

Данное произведение является одним из наиболее автобиографических в творческой копилке Державина. Он смело высказывает мысли касательно собственных достижений и промахов, размышляет о своем творчестве.

Картинка к стихотворению Признание

analiz-stixotvoreniya-derzhavin-priznanie-7-klass.jpg

Авторский посыл

«Признание» — это произведение-откровение. Откровение не только перед читателем, но и перед самим собой.

Державин пытается подвести общие итоги и итоги своей творческой и политической деятельности. Он делится своими размышлениями и косвенно обосновывает мотивы своих действий.

В более широком аспекте данное стихотворение является произведением о смысле жизни.

Композиция

Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел «важным чином надуваться». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.

Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.

В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

Жанр

Произведение написано в жанре философской лирики. Имеет форму признания, доверительной беседы лирического героя с невидимыми собеседниками.

Стихотворный размер – двустопный хорей со смежной рифмовкой. Стих состоит только из одной строфы, состоящей из тридцати двух строк.

Средства выразительности

Произведение написано очень искренне, душевно. Державин стал одним из первых русских поэтов, который стал видоизменять привычный классицизм. Он следовал реалистичным принципам описания, и в стихотворении использовал ничем не приукрашенные выражения.

В стихотворении поэт добился удивительного сочетания словоформ «низкого» и «высокого» стилей: «правду брякнуть», «саном надуваться», «сан», «вельможа».

Для придания больше выразительности автор использовал такие средства художественной выразительности как метафоры сам был света обольщен»), эпитеты важным», «властным», «громким», «беспристрастным»), олицетворения важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел»).

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 9061Количество использованных доноров: 3Информация по каждому донору:

  1. https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavin/priznanie.html: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 3144 (35%)
  2. https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 3641 (40%)
  3. https://analiz-stihov.ru/derzhavin/priznanie-7-klass: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2276 (25%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Используемые источники:

  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-priznanie-po-planu/
  • https://goldlit.ru/pushkin/870-priznanie-analiz
  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniya-priznanie.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavin/priznanie.html
  • https://school1208.ru/raznoe/247-analiz-stihotvoreniya-priznanie-g-derzhavina.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт